Найти в Дзене
🎬Emili Hadson

Юридическая вселенная Марвел : как Disney вернул домой потерянных супергероев

Не так давно мой коллега по производству, Игорь Кныш, рассказал мне детально, что происходило с героями Вселенной Марвел и их правами на экранизацию. Игорь подробно и ненапряжно расставил все на свои места и я решила, что это достойно публикации. Кстати, у Игоря есть свой канал на YouTube, но об этом в конце статьи.

Итак, поехали:

В 90-ые компания Марвел была на грани банкротства, и одним из решений была продажа прав на экранизацию своих персонажей различным студиям. Причём распроданы были все, но при этом многие не хотели брать Железного Человека и Тора. Говорили, «нет, нам нужен Человек Паук, он хорошо продаётся». Что неудивительно, ведь в середине девяностых мультсериалы про Человека паука и Людей Икс пользовались невероятным успехом. Логично, что самые сочные куски отхватили самые большие акулы. Паук достался Sony, вместе с Призрачным Гонщиком и Люком Кейджем, Fox получил Людей Икс и Фантастическую Четверку, а Халк отошел Universal. Условия аренды были уникальными для каждой студии и оговаривались отдельно. Одним из пунктов была обязательная съемка фильмов про «арендованных» героев в течение оговоренного количества лет. По истечении которого, если кино не снимается, права возвращаются. Так что когда про Капитана Америка или Тора не сняли ни одного фильма, в 2006 году права на их экранизацию перешли обратно к Марвел.

В 2014 году история выглядела так:

Карта распределения прав на экранизацию персонажей комиксов Марвел между студиями в 2014 году
Карта распределения прав на экранизацию персонажей комиксов Марвел между студиями в 2014 году

Паук и Веном у Sony Pictures. Нэмор (марвеловский Аквамэн) у Universal, все мутанты и фантастическая четвёрка у 20 Century Fox. Алая Ведьма и Ртуть относятся и к диснеевскому Марвелу и к фоксовским Мутантам, так как плотно связаны и с Мстителями и с Людьми Икс. В итоге стороны пришли к решению, что героев могут использовать и те и те, но Марвел не говорят ничего про мутантов, а Fox не может упоминать Мстителей.

И ещё есть Леший. Но не обращайте внимание, про него все забыли. И вы забудьте.

И вот все студии прочно закрепились со своими персонажами. Fox регулярно выпускали Иксов, и собирались перезапускать Фантастическую Четверку, Sony планировала собственную Вселенную Паука с Эндрю Гарфилдом, а Марвел подтянула все остатки обратно домой. Никаких изменений не предполагалось, ситуация практически патовая. Такая позиция могла держаться еще долго, но в дело вмешались непредвиденные обстоятельства.

Студия Columbia Pictures, которые Sony, собираются выпускать фильм "Интервью" с Джеймсом Франко, который тусуется с Ким Чен Ыном. Радикальные хакерские группировки Северной Кореи выдвигают требования, чтобы фильм был запрещён к показу во всех странах, так как оскорбляет их священного лидера. Разумеется, никто из создателей фильма не воспринял угрозы всерьёз.

Постер фильма "Интервью"
Постер фильма "Интервью"

Как выяснилось очень зря, так как хакеры вполне себе спокойно взломали корпоративную почту самых самых верхушек студии Columbia и мало того, что выложили в открытый доступ все снятые к этому моменты фильмы, которые готовились к прокату, но и того хуже выложили ВСЮ КОРПОРАТИВНУЮ ПЕРЕПИСКУ самых главных глав студии. Из которой мир узнал много интересных вещей, например про подробности кошмарных съёмок охотниц за привидениями.

Письмо на компьютерах студии Sony Pictures
Письмо на компьютерах студии Sony Pictures

Так вот из этой переписки стало ясно, что студия Sony осталась недовольна результатами сборов второй части перезапуска Человека Паука с Эндрю Гарфилдом. Да, сборы в 700+ млн$ это не провал, но студия определённо рассчитывала на гораздо большее, так как второй Человек Паук закладывал почву для триквела, а также для спинофа про зловещую шестерку - команду злодеев Человека Паука. К тому же к этому времени уже отгремели "Мстители", а Марвел дважды собрали миллиард в прокате. Sony чувствовали себя "в отстающих" и срочно начали искать выход из сложившейся ситуации.

Фанарт к несуществующему фильму про зловещую шестерку
Фанарт к несуществующему фильму про зловещую шестерку

Один из главных продюсеров фильмов про Паука Эми Паскаль в переписке с Дагом Белградом, обсуждала, что было бы здорово предложить Марвел возможность кроссовера человека паука и кого либо из героев уже успешной Вселенной Мстителей для поднятия кассы следующего фильма про Паука, но эту идею по всей видимости отмели как нерабочую.

И тут мир увидел эту переписку, и фанаты пришли в восторг от мысли, что Человек Паук может наконец-то встретиться с Железным Человеком. Сотни тысяч поклонников буквально подняли на уши Марвел, которые и слыхом не слыхивали про подобную возможность.

Кадр из трейлера фильма "Человек Паук возвращение домой"
Кадр из трейлера фильма "Человек Паук возвращение домой"

Никто в Sony никогда не связывался с Марвел для обсуждения подобной идеи, и по сути этого никогда не произошло, если бы переписка не вскрылась. Тогда наконец-то студии пошли на контакт и довольно быстро заключили соглашение. Человек паук появляется в командных фильмах Disney, а Disney даёт попользоваться своими героями студии Sony, потому что появление Железного Человека в фильме даёт прибавку к кассе в приличные миллионов 150-200. Кроме того, будто этого было мало, Sony получали в помощь самого Кевина Файги (а я напомню, что в 2011 году он был признан журналом New York Times одним из самых могущественных людей в индустрии кино), который курировал создание фильмов Sony, чтобы те не наделали ошибок и не испортили потенциально хорошую франшизу. А они могли, и вот почему.

Постер фильма "Веном"
Постер фильма "Веном"

Дело в том, что спустя некоторое время Sony уже самостоятельно запустили в производство собственный марвеловский проект паучьей вселенной "Веном". И вот на него уже действие контракта о взаимоиспользовании Паука и Кевина Файги не распространялось. Веном был первым шагом Sony к созданию собственной Вселенной Паука, без Паука, как бы смешно это не звучало. Были моментально анонсированы множество фильмов про второстепенных героев комиксов про Паука, но вот уже 5 лет прошло, с тех пор как Sony сказали, что они делают свою киновселённую, а вышел только Веном.

Карта распределения прав на экранизацию персонажей комиксов Марвел между студиями в 2015 году
Карта распределения прав на экранизацию персонажей комиксов Марвел между студиями в 2015 году

Теперь с 2015 года Человек Паук находится в пользовании и у Sony и у Disney. И всё, что касается Человека Паука Тома Холланда - решается двумя студиями. А самостоятельные проекты типа Венома и "Через вселённые" создаются по той самой лицензии на экранизацию.

С Пауком разобрались, теперь что касается Fox. У них было намного больше шансов сделать успешную франшизу по типу мстителей, так как персонажей было намного больше. Были все Люди Икс, коих огромное количество, а также Фантастическая Четвёрка и Сорвиголова. Их всех хотели объединить в кроссовер 2010 года, но никуда это дело не пошло. Теперь уже мы касаемся правил аренды прав на экранизацию. Лицензия может находиться во владении сколько угодно долго, если выполняются требования финансовой успешности, а также регулярность выхода фильмов раз в несколько лет. Fox с Людьми Икс в принципе выполнял все требования. Фантастическая Четвёрка получила две удовлетворительные экранизации, но много денег не принесла, а Сорвиголова был очень плохо принят критиками. В 2012 г. время аренды подходило к концу и перед Fox стоял вопрос запустить фильм про Сорвиголову или про Фантастическую Четверку. Марвел даже предложили им вариант с продлением права владения Сорвиголовой и Четверкой в случае если Fox отдаст Марвелу двух важных персонажей.

Люди Икс и Фантастическая Четвёрка, персонажи, до недавнего времени принадлежавшие 20 Century Fox
Люди Икс и Фантастическая Четвёрка, персонажи, до недавнего времени принадлежавшие 20 Century Fox

Fox отказался, и потерял Сорвиголову. Зато создал новую экранизацию Фантастической Четвёрки, которая считается одним из худших фильмов по комиксам из ныне существующих. Четвёрка была отложена в долгий ящик и примерно в 2017 году начали проскакивать слушки о том, что Fox и Disney готовят документы для купли/продажи, что означало переход всей интеллектуальной собственности 20 Century Fox, в том числе и Люди Икс и Четвёрка, в распоряжение Disney, которые давно об этом мечтали. Собственно в 2019 году сделка была совершена и все потерянные персонажи вернулись домой. Теперь всё выглядит вот так:

Карта распределения прав на экранизацию персонажей комиксов Марвел между студиями в 2017 году
Карта распределения прав на экранизацию персонажей комиксов Марвел между студиями в 2017 году

Насчёт кружочка с Universal и Халками. Никто не понимает как сейчас складываются отношения между этими двумя студиями. Вполне возможно, что информация устаревшая, раз готовится сериал про Женщину Халк в собственном производстве только Марвел, без участия Universal. Пожалуй Халк тоже полностью вернулся домой, но подтверждения нет и, видимо, долго не будет.

-11

Такая вот история про Вселенную Марвел от Игоря Кныша.

Если вам понравилось, ставьте лайк. Больше информации о комиксах смотрите у него на YouTube канале.

Например, в этом видео он рассказывает про карточки Человека Паука. Я хз, че за карточки, но судя по количеству просмотров, это видео бомбануло)).