Всем привет, с вами Неоновый Герой. Сегодня я хотел бы поговорить в целом о режиме свободной игры в серии игр Mafia. Изначально я собирался сделать очередную статью об особенностях открытого мира, однако скоро понял, что рассказывать об этом стоит именно в связке со всей серией игр Mafia. Всё дело в том, что в 2002 году, когда вышла легендарная Mafia:The City of Lost Heaven, подобные открытые миры в играх только-только начали зарождаться. И чехи из Illusion Softworks создавали свой город Лост Хэвен, с одной стороны, конечно же смотрели на опыт других разработчиков, в частности Reflections с их серией Driver. В этой серии автосимуляторов были воссозданы знаменитые города с наиболее узнаваемыми достопримечательностями. Проблема была только в симуляции жизни и, иначе говоря, при всех монументальных трудах разработчиков и огромных размерах городов, ощущения жизни в этих городах не было. Пешеходы если и ходили по улицам, то были просто тупыми болванчиками и игроку нельзя было никак с ними взаимодействовать. Иначе говоря, мир был просто декорацией, окружающей сценой для постановки сюжетной линии. Mafia:The City of Lost Heaven имела именно такой открытый мир, однако сам город был проработан с учётом логики и наполнения. Если взглянуть на карту Лост Хэвена и его трамвайных путей и метрополитена, то можно заметить с какой тщательностью разработчики создавали районы городов, и как по логике стоит размещать различные объекты типа больницы или порта. Подобную логику в улицах городов можно разве что, помимо Mafia вспомнить у первого Silent Hill.
Однако даже в условиях отлично смоделированного города, жизнь в Лост Хэвене не чувствовалась. Прохожие, словно роботы расхаживают по улицам, не общаясь друг с другом и не желая общаться с Томом, водители не обращают внимания даже на стрельбу, а бытовых сценок в режиме свободной игры попросту нет. Режим свободной игры в Mafia на самом деле сделали именно для того, чтобы отвлечься от сюжета и просто получать удовольствие от атмосферы американского города 30-ых годов. Следует понимать, что в отличие от свободы действий GTA III, Mafia преследует совсем другие цели. Она показывает различие от обыденной рутины, вроде работы скромным таксистом, до опасной и захватывающей жизни гангстера, где враги весьма меткие, а умереть возможно на каждом шагу. Именно на этом контрасте и строится особенность Mafia. И Лост Хэвен здесь - именно декорация. Однако, существовал ещё один режим - Экстрим, и там фантазия разработчиков работала на полную. И в серьёзную историю отлично вписался режим, полный сумасбродства и безумия.
Когда в 2009 году случился релиз 2 части мафиозной саги, многие испытали разочарование. Ибо разработчики из 2k Czeсh серьёзно проработали город Эмпайр-Бэй. С атмосферой 50-ых годов было всё замечательно. Город был не так, конечно, логически проработан, как в первой части, но вот в плане живого мира шагнул далеко вперёд. Теперь в Эмпайр-Бэй было куда пойти и что поделать, но перед релизом был убран режим свободной езды, а в сюжете смысл в открытом мире был минимизирован. В этом и состоял парадокс открытого мира Mafia 2: став более ярким и насыщенным, он оказался за кадром сюжетного повествования. Позже на помощь пришли DLC и моды от комьюнити, и сейчас открытым миром Mafia 2 благодаря ним всё же можно насладиться.
Что касается Mafia 3, то игрока вновь ждал проработанный и атмосферный город в эпохе шестидесятых, и теперь в игре есть множество дополнительных активностей в виде миссий. Однако сам открытый мир вроде и большой, но опять же мёртвый. К сожалению, атмосфера действует лишь ненадолго, и без выполнения дополнительных активностей даже езда на маскл-каре и атмосферное радио не радуют. Однако, Нью-Бордо в плане проработке локаций ничем не уступает играм от Rockstar Games.
И вот на дворе 2020 год. Студия разработчиков Hangar 13, ответственных за выпуск игр серии Mafia, выпускает ремейк первой части. Конечно, это уже совсем другая игра, с уклоном в сторону перестрелок и эффектных погонь. Ремейк ощущается как отличное голливудское кино, и, в принципе, таковым и является. Но самое интересное ожидало игрока в режиме свободной езды. По сути, за 20 лет этот режим.... почти не изменился. Разве что добавились дополнительные активности в виде заданий от Луки Бертоне и от некоего Герберта Баскервилля. Режим свободной прогулки объединяет оба режима оригинала 2002 года и в него всё ещё интересно играть, однако в общем и целом это всё тот же город-декорация с дополнительными активностями, что был и в третьей части.
Подведём итоги. Открытый мир в серии игр Mafia никогда не был похож на открытый мир серии GTA. В городах серии Mafia типа Лост-Хэвена, Эмпайр-Бэй или Нью-Бордо нельзя работать пожарным или полицейским; нельзя своровать с военной базы джетпак и летать по городу; нельзя гонять по городу на танке и т.п. Mafia - это игра про жизнь гангстеров в декорациях обыденной жизни Америки, это игра про атмосферу былых лет; это игра про наслаждение от езды на ретро-автомобилях. И как бы не был проработан открытый мир, в серии игр Mafia он не так важен, как главный герой и события, что происходят вокруг него. Mafia - это, прежде всего, качественный сюжет, стильный главный герой и отличное симулятивное управление автомобилями. А мир - всего лишь сцена для постановки, даже несмотря на то, что она отлично проработана. И в этом и кроется особенность открытых миров серии Mafia.
А на этом у меня всё. Подписывайтесь на канал и оставляйте комментарии о впечатлениях насчёт ремейка первой Mafia. Всего вам доброго!