Советские конструкторы еще в 1987 году задумались о безопасности транспорта для окружающей среды. Разработкой экологичного автомобиля занялись специалисты НАМИ. Проект получил порядковый номер – 0288. Машину назвали «Компакт», из-за своих небольших размеров, легкости и невероятной для подобных габаритов вместимости. Длина авто всего 3,33 метра! Ширина 1550 мм, а высота 1430 мм.
Уже через год был готов первый образец автомобиля. Кузов НАМИ-0288 представляет собой стальной каркас, обшитый пластиковыми панелями. Вес каркаса кузова составил всего 65 кг. За счет этого удалось создать по-настоящему легкий автомобиль. Вес автомобиля составил всего 630 килограмм. Панели при необходимости могли быть легко заменены на новые.
Внешне небольшой автомобиль имел вместительный салон, куда могли спокойно сесть пять человек. Среднее кресло в заднем ряду имело продольную регулировку. Это было сделано для того, чтобы пассажиры на заднем ряду не мешали друг другу плечами. Передние кресла получили функцию вращения, что обеспечивало свободный доступ к заднему ряду.
Запасное колесо разместили под капотом, благодаря чему «Компакт» имеет достаточно вместительный багажник.
За безопасность пассажиров и водителя отвечали не только ремни с автоматическим натяжением, но и подушки безопасности. Также в «Компакт» был установлен бортовой компьютер, что было новым для советской автомобильной промышленности.
Автомобиль «Компакт» использовал в качестве топлива не только бензин, но и водород. Ёмкость бензобака составляла 35 литров. В качестве силового агрегата был использован двигатель МеМЗ-245 объёмом 1,1 литр и мощностью 56 лошадиных сил. Мотор был доработан специалистами под этот проект с целью снижения расхода топлива и вредных выбросов. Коробка переключения передач механическая пятиступенчатая. Привод передний.
Уникальной особенностью этого автомобиля было использование водорода. Если говорить точнее, то двигатель работал на смеси бензина с водородом. Запас водорода составлял 25 литров, этого хватало на 200 километров пути.
Количество подаваемого водорода регулировалось в зависимости от скорости автомобиля. При разгоне подавалось большое количество водорода, а при достижении скорости в 70 километров в час подача водорода прекращалась. Использование водорода делало автомобиль более экономичным и экологичным.
НАМИ-0288 разгонялся до сотни за 13 секунд. Максимальная скорость составила 155 километров в час. Благодаря лёгкому кузову с низким коэффициентом лобового сопротивления (0,27) и модернизированному силовому агрегату расход топлива составил всего 5.37 литра на сотню.
Передняя подвеска независимая "McPherson", задняя зависимая имеет оригинальную конструкцию. Подвеска пружинная, с пневмоэлементами, благодаря чему есть возможность регулировать дорожный просвет. Он составляет от 14 до 20 сантиметров. Передние колёса получили дисковые тормоза, сзади установлены барабанные тормоза.
В 1989 году «Компакт» был привезён в Токио, где не только принял участие в автомобильной выставке, но и сумел попасть в пятерку победителей, получив диплом, как наиболее интересный концепт-кар. Жюри по достоинству оценило его вместительность при скромных габаритах и возможность работать не только на бензине, но и на водороде, который считался в то время наиболее перспективным видом топлива.
К сожалению, проект был закрыт. В тот момент место компактного авто на конвейере было занято автомобилем «Ока».
Позже началась работа над второй версия проекта «Компакт», которая получила новый облик. Проект представлял собой небольшой грузопассажирский автомобиль.
Новый автомобиль получил название «Компи». К сожалению и этот проект не дошёл до серийного производства.