В предыдущей серии: пройдя путь от нишевой группы из Кроули до героев готического и альтернативного рока, The Cure обрели славу, а Роберт Смит стал настоящей иконой. Но после релиза «Wish» коллектив начал потихоньку распадаться на куски…
Wild Mood Swings (1996)
К 1995 году The Cure отмечалась в основном участием в записи саундтреков и каверов: «Purple Haze» Джими Хендрикса в 1993 году, «Young Americans» Дэвида Боуи и шикарная «Burn» для «Ворона» в 1994 году, «Dredd Song» для «Судьи Дредда» со Сильвестром Сталлоне в 1995 году. Состав после ухода Порла Томпсона и Бориса Уильямса постепенно обретал адекватную форму: Перри Бэмоунт взял на себя роль Томпсона, вернулся клавишник Роджер О'Доннелл, а спустя ряда прослушиваний в качестве нового барабанщика взяли молодого музыканта Джейсона Купера, который был большим поклонником The Cure, что и подкупило остальных. Параллельно этому велась многострадальная работа над новым альбомом, затянувшаяся почти на 2 года.
Из-за всех этих колебаний, многочисленных переделок и уединенности группы во время записи в одном доме конечный результат в виде «Wild Mood Swings» получился как минимум… странным, что и стоило ожидать от работы с таким названием. У него странное неоднородное звучание, которое как будто отсылает к творениям середины 80-х, а не к «Disintegration» или «Wish», из-за чего он не ощущается значительным шагом вперед.
Причем начальная «Want» настраивает на нечто грандиозное — эта песня одно из самых ярких вступлений в дискографии The Cure. Но ее вдохновляющее настроение настолько же стремительно сменяется на «Club America» с необычайно низким вокалом Смита. Следом идущая «This Is a Lie» удивляет своей оркестровой начинкой, а «The 13th» — буквально своим существованием. Латиноамериканские ритмы, безусловно, и раньше можно было услышать в песнях The Cure, но чтобы выпускать такое мариачи в качестве первого сингла — явление необъяснимое и непонятое многими.
«Strange Attraction», «Mint Car» «Round & Round & Round» и «Return» по настроению не далеко ушли от «The Head on the Door» и поп-номеров «Kiss Me, Kiss Me Kiss Me», из-за чего мне тяжело воспринимать их всерьез. Но зато неплохо себя показывают спокойные баллады «Jupiter Crash», «Numb», «Treasure» и «Bare», хотя из-за схожего звучания они в голове сливаются в одну композицию, что не играет им на руку.
Из всех четырех синглов я бы хотел отметить разве что «Gone!», ибо в ней наиболее гармонично передается «вальяжное» настроение «Wild Mood Swings».
Но несмотря на наличие хороших песен в альбоме, всерьез его хвалить у меня не получается. Он слишком длинный, со специфическим звучанием и специфическим сочетанием жанровых направлений. Смиту хотелось сделать более позитивную работу и, возможно, с этой задачей он справился, но с неоднозначными последствиями. Те же би-сайды на голову выше многих альбомных композиций, особенно «It Used to Be Me». К тому же мне никогда не нравилась игра Джейсона Купера на ударных, хотя это больше относится к «живым» выступлением.
В последующие пару лет группа в основном гастролировала (отдельно хочу отметить бесподобное «пьяное» выступление на фестивале Bizarre 22 августа 1998 года) и светилась на ряде сборников: бесподобная электронная «More Than This» для полнометражного фильма по «Секретным материалам» и кавер на «World in My Eyes» Depeche Mode для трибьют-альбома «For the Masses». Нельзя не упомянуть и новую компиляцию синглов Galore, но кроме «Wrong Number», записанную совместно с гитаристом Дэвида Боуи Ривзом Гэбрелсом, она мало чем примечательна.
Bloodflowers (2000)
Возможно из-за столь спорного приема «Wild Mood Swings», а возможно из-за приближения скорого 40-летия и «неизбежного» очередного распада группы, Роберт Смит решил, что пришло время вновь выпустить что-то мрачное, дабы вместе с «Pornography» и «Disintegration» сформировать условную трилогию. Вылилось это в последний на текущий момент «честный» альбом The Cure, в котором Смит на протяжении девяти преимущественно длинных меланхоличных композиций рассуждает об очередном своем кризисе.
«Bloodflowers» ощущается как одна длиннющая тоскливая песня, что в данном случае скорее комплимент, нежели упрек. После неоднородного «Wild Mood Swings» приятно слушать цельную пластинку, в которой нет ничего лишнего. Открывающая «Out of This World» знакомит слушателя с обновленным звучанием The Cure, ставшее чуть более натуральным и «невесомым». Если «Pornography» втаптывал сознание глубоко на дно, а «Disintegration» окутывал пеленой депрессивной музыки, то в «Bloodflowers» все ощущается куда спокойнее — все-таки сказывается зрелый возраст музыкантов, когда импульсивность сменилась созерцанием.
«Watching Me Fall» в первую очередь выделяется своей продолжительностью — 11 с лишним минут, что делает песню самой длинной в дискографии The Cure. Но эти минуты пролетают незаметно, так что она не успевает надоесть.
Несмотря на то, что полноценных синглов в поддержку «Bloodflowers» не было, «Maybe Someday» — самая подходящая для радио-формата. «The Last Day of Summer» стала настоящим «хитом» в социальных сетях, ибо 31 августа каждого года ее обязательно заслуженно вспоминают.
«There Is No If…» и «The Loudest Sound» больше создают нужную атмосферу для второй половины альбома, тогда как кульминация в виде «39» со всей грандиозностью напоминает сколько Смиту было в момент записи пластинки. Титульная «Bloodflowers» максимально красиво подводит черту для столь атмосферного альбома и конца величия The Cure в лучшей их форме.
Впереди последовал традиционный тур, а после — уход с лейбла Fiction. В течение последних лет отношения с менеджером Крисом Перри постепенно ухудшались и в конечном счете прекратились вовсе. В заключении их сотрудничества в 2001 году был выпущен сборник «Greatest Hits» с двумя новыми песнями «Cut Here» и «Just Say Yes» и акустическим бонус-диском, а спустя еще два года — концертный фильм «Trilogy», в рамках которого в Берлине группа исполнила от и до «Pornography», «Disintegration» и «Bloodflowers». Выступление получилось достойным, хотя сравнивать лоб в лоб с оригинальными альбомами лучше не стоит — разные все же вещи.
Так как группа за более чем 25 лет своего существования накопила целое богатство самого разного материала, пришло время подкреплять культовый статус The Cure соответствующими переизданиями и компиляциями. О ремастерах я упомяну чуть позже, а вот сборник би-сайдов и раритетов «Join the Dots» важно упомянуть сейчас, ибо это настоящее сокровище из 4 дисков со всеми вкусностями, которыми The Cure всегда баловала на протяжении почти всех синглов. Сейчас уже не так просто отыскать этот бокс-сет, но если вдруг натолкнетесь — советую от чистого сердца к приобретению, не пожалеете.
The Cure (2004)
Группа постепенно обрела статус великих героев былых времен, с чем она вовсю столкнулась во время работы над новым альбомом. Я не так часто обращаю внимание на продюсеров, так как далеко не всегда это важно во время прослушивания, но в данной ситуации — случай любопытный. Для записи одноименного альбома был выбран Росс Робинсон, прежде всего известный по работе с ню-металистами Korn, Slipknot и Limp Bizkit — не самый очевидный и удачный выбор для The Cure. Еще более необычной была обстановка в студии, когда Росс не совсем удачно пытался стимулировать и вдохновлять музыкантов банальными штампами из серии «Да вы же The Cure! Вы гении! Задайте жару!». В итоге альбом логичным образом получился «тяжелым» и «грязным», но не самое подходящее сочетание ориентиров сказалось на нем не лучшим образом.
Причем нельзя сказать, что «The Cure» плохой. Мелодии некоторых песен отсылают к классическим временам готической «трилогии» и звучат как классические The Cure. Взять к примеру вступительную «Lost» — ну почти потерянный би-сайд времен «Pornography», или сингл «alt.end», который недалеко ушел от звучания «Seventeen Seconds». Но только в 2004 году это звучит как-то… плоско, возможно из-за особенности записи.
Есть ряд неплохих, но схожих по духу песен — «Before Three», «Us or Them» и «(I Don't Know What's Going) On». Первый сингл «The End of the World» тоже заслуживает внимание, но мне сложно назвать его своим фаворитом.
Но больше всего выделяется «Taking Off» — самая «легкая» песня альбома, и то в первую очередь из-за общей направленности пластинки. Тоже самое можно сказать про электронную «Anniversary», которая, на мой взгляд, является лучшей вещью с «The Cure». Жалко даже, что группа подобное редко выпускает, электронику они всегда делали достойную.
Отдельного внимания заслуживают финальные «The Promise» и «Going Nowhere». Первая — своей мрачной атмосферой и приличной продолжительностью (10 с небольшим минут), а вторая — классическим для группы тоскливым настроением, которого здесь, на удивление, оказалось не так уж и много.
Главной проблемой альбома я бы назвал излишний упор на гитары, из-за чего Роджера О'Доннелла почти не слышно под градом шума и перегруза, а также слишком сухой вокал Смита. Понятное дело, что это является, в первую очередь, оригинальной задумкой, но факт остается фактом. Дополнительную путаницу создают разные трек-листы между форматами, а также для рынков разных стран, из-за чего наиболее полной версией альбома является двойной винил, куда включили «Truth, Goodness and Beauty» и два би-сайда с «The End of the World».
А вот после релиза «The Cure» наступила странная пора. После успешных выступлений и фестиваля «Curiosa» из состава группы были уволены Роджер О'Доннелл и Перри Бэмоунт. По какой причине — непонятно, ибо мнения разнятся до сих пор: не то такова была воля Роберта, решивший урезать коллектив до минимума, не то сами музыканты решили посвятить время сольным проектам. Так или иначе, в 2005 году в таком урезанном составе был выпущен кавер на песню Джона Леннона «Love», а еще чуть погодя вернулся гитарист Порл Томпсон, с которым провели летние концерты на фестивалях, результатом чего стал DVD «Festival 2005». Этот период мне не нравится прежде всего тем, что клавишные из The Cure исчезли как факт: все теперь исполнялось на гитарах, и это притом, что в 80-х сам Томпсон наравне с Толхерстом играл на синтезаторах. А ведь могли все музыканты вновь поделить между собой роль клавишника, но увы, этого не случилось (передаю пламенный привет Nine Inch Nails).
4:13 Dream (2008)
В таком вот необычном составе The Cure приступили к записи своего тринадцатого студийного альбома. Причем было заготовлено столько записей, что изначально планировали выпустить их на двух дисках, но из-за ряда коммерческих и сопутствующих причин в конечном варианте символично оставили только 13 песен. Сомневаюсь, что кто-то будет спорить, что «4:13 Dream» — самое сомнительное творение The Cure. Если на «The Cure» основные проблемы упирались в продюсирование и неоднозначные творческие решения, то тут к этому добился, мягко говоря, невзрачный оригинальный материал.
Как и в случае с «Wild Mood Swings» и «Want», вступительная «Underneath the Stars» звучит многообещающе и атмосферно, но ее тягучая атмосфера быстро разбивается благодаря следующим композициям, которые нечто среднее между песнями с «The Cure» и би-сайдами «The Head on the Door». Даже четверка синглов слабо спасают ситуацию: «The Only One» и «The Perfect Boy» слишком типичные и банальные, «Sleep When I'm Dead» буквально является ауттейком к «The Head on the Door», разве что развязная «Freakshow» малость забавляет. Лучик света в виде «The Hungry Ghost» хоть и немного сглаживает ситуацию, но не настолько, чтобы ее кардинально исправить.
По правде говоря, мне больше нечего добавить по поводу «4:13 Dream», ибо особых чувств я к этому альбому не испытываю. В чартах альбом проявил себя соответствующим образом, поэтому не стану больше заострять на этом внимание.
Наши дни (2009-2020)
На сегодняшний день «4:13 Dream» все еще является крайним альбомом. Почему так получилось? Зная Смита — сказать сложно. Он столько раз пытался завязать с The Cure и альбомами, что, возможно, к 50 годам он действительно собирался закончить.
Но в 2011 группа вернулась в нестандартном формате: Порл Томпсон в очередной раз покинул группу (на этот раз, судя по всему, окончательно), а Роджер О'Доннелл, опять же, в очередной раз вновь в нее вернулся. Помимо единственного фестивального концерта на Bestival, вышедший после на двух CD, The Cure отметились эпохальной чередой концертов «Reflections», на которых на манер «темной трилогии» были сыграны целиком первые три альбома со всеми би-сайдами, причем во время исполнения «Faith» на сцене к группе присоединялся сам Лол Толхерст. Увы, на видео и аудио эти концерты официально так и не вышли, хотя Тим Поуп, якобы, их документировал.
С 2012 года группа прежде всего дает концерты, в основном в рамках фестивалей, причем дважды даже посетила Москву: в 2012 году на Maxidrom и 2019 году на Пикнике «Афиши» (это выступление лично лицезрел ваш покорный слуга). Место Порла занял давний друг Роберта Ривз Гэбрелс, ранее засветившийся во время выпуска сингла «Wrong Number» и ряда перфомансов в 1997 году. Нынешние концерты характерны немаленькой продолжительностью (2 с половиной — 3 часа) и высокой ротации песен, когда и некоторые би-сайды были впервые сыграны, и многие давно неисполняемые альбомные номера наконец-то вспомнили вновь.
В 2014 году был анонсирован сборник ауттейков с «4:13 Dream» в двух вариациях: «4:14 Scream» с 14 неизданными песнями и «4:26 Dream» с 26 треками оригинального концепта двойного альбома. Но как и 6 лет тому назад, эти записи так и не были выпущены и статус этого релиза стоит под вопросом.
В 2018 году The Cure праздновали свое 40-летие специальными концертами, выпущенных в прошлом году в самых разных форматах аудио и видео, в том числе в виде большого бокс-сета. Выступление в Гайд-парке характерно классическим сет-листом с мощным набором песен с почти всех релизов, тогда как фестиваль Meltdown, который курировал сам Смит, выделялся 28 композициями: по 2 с каждого альбома в прямом и обратном порядке (посмотрите трек-лист, чтобы было ясно о чем идет речь) + 2 новых — «It Can Never Be the Same» и «Step Into the Light».
А с прошлого года все громче и громче начинает проскакивать информация о новом альбоме The Cure, который очень долгое время все никак не могли закончить: то из-за гастролей, то из-за вокала, то из-за «тараканов» сами знаете кого. Буквально на днях Смит подтвердил, что наконец-то его запись закончена и пришествие коллекции новых мрачных песен состоится в 2021 году. Где-то там же может оказаться долгожданный сольный альбом Роберта, о котором он мечтал где-то около 35 лет. Смогут ли The Cure вернуть свое величие? Не исписался ли окончательно Роберт Смит? Закончит ли группа на высокой ноте? Как долго еще Смит будет краситься? — на все эти вопросы мы рано или поздно получим ответы, но об этом поговорим как-нибудь в другой раз.
Пара слов про переиздания
Помимо разных новых выпусков на виниле, в том числе лимитированных, в 2005 году ранние альбомы The Cure были выпущены в коллекционном варианте в диджипаке на двух CD. Эти издания очень красочные и богаты на дополнительный контент: так как все би-сайды и раритеты отметились на сборнике «Join the Dots», дублировать на втором диске их не стали, сделав упор на домашних и студийных демо-записях, альтернативных миксах и «живых» исполнениях. Редкостей там хватает, так что фанатам точно придется по вкусу. Увы, сейчас эти ремастеры достать проблематично, лично мне самому очень хочется дособрать недостающие. На сегодняшний день последнее переиздание в таком формате — «Mixed Up», куда помимо основного набора ремиксов включили прочие примеры тех лет, а также новые от Роберта Смита. Хочется верить, что новое издание «Wish» все же когда-нибудь появится.
P.S. Плейлист с избранными и любимыми композициями:
© Илья Чернявский для Tomorrow started
Если вам понравился материал - добро пожаловать в нашу группу ВКонтакте и канал в Telegram