Когда надоело возится с обновлением железа в своём системнике, которое, к тому же, довольно дорогое, на выручку несётся новая идея будущего - облачный гейминг. Это система, когда вся нагрузка на систему переходит на сервер, а сам клиент, играя на своей допотопной микроволновке, получает только готовую картинку с сервера, параллельно передавая сигналы управления.
Идея очень крутая, с этим никто спорить не будет, но в чём же тут проблема и почему облачными технологиями не пользуются повсеместно?
Попыток настроить такие цепи, где человек просто спокойно может сидеть и играть со своего телефона в ААА-проект в 4к на максималках было много. Но дельных проектов до сих пор единицы, ибо всё не так просто, как хотелось бы: стрим в 60 fps без тормозов, так ещё и с идеальной картинкой жрёт много интернета.
Даже сейчас частенько предоставляемых стандартным провайдером 100 Мб/сек мало для облачного гейминга, в результате чего появляются фризы или артефакты. Но, хорошо, допустим, что пропускная способность у нас около Гб/сек. Что опять не так?
Задержка. Нет, не та самая, от которой душа уходит в пятки, а пинг. Пинг и потеря данных - постоянные сопровождающие стриминга. Это логично: передавать огромные пачки данных в один конец мира, а потом ожидать получения ответа - процесс долгий, а методов сокращения этой задержки не шибко много.
Но всё движется к тому, что подобные системы скоро станут более производительными и симпатичными для рядового пользователя. Уже сейчас можно опробовать некоторые проекты, посвященные данной теме. Например, Google Stadia. Отличный пример того, как НЕ надо делать. За пользование сервисом можно платить деньги, если хочется подрубить максимальные настройки или не платить, если игрока устроит 1080р и ограниченный ассортимент товара. Но вот игры человек должен купить именно в магазине Stadia. Т.е. купленная ранее игра в Steam или Epic Games сервис запускать откажется, ссылаясь на то, что игра должна быть куплена ИМЕННО в Stadia. Это очень странный и спорный подход.
По другому работает GeForce Now. Это тоже облака серверов, но работает оно немного по другому: по сути сервис даёт в пользование сами мощности, а не никому ненужный ограниченный магазин. Нужно только указать сервакам место, где ваша игра куплена и они сами её запустят. Такой подход выглядит лучше, ибо не нужно заново покупать всю библиотеку игр, а в случае, если человек всё-таки решит купить сильный ПК, ему не придётся снова покупать игры, купленные в Stadia (купленный цифровой товар в Stadia можно запустить ТОЛЬКО через сам сервис: скачать напрямую на свой компьютер и играть вы не можете никак). Там есть подписка, это понятно, стоит 999 рублей/месяц для "нас" или 5$ для американцев. В Stadia же подписка стоит 10$, но нужно покупать игры. А ещё она без костылей у нас не запустится, так что фаворит очевиден.
Есть ещё и сторонние сервисы, более локальные, где люди платят за время, проведенное в игре. Системы почти как в компьютерных клубах (если кто помнит). На своих условиях, со своими ограничениями и преимуществами. Можете сами поискать в интернете, есть интересные варианты.
Я считаю, что у такого способа играть в любимые тайтлы есть будущее. Устранение побочек - это вопрос времени, а потребность обновлять железо благодаря облакам может полностью отпасть. Конкуренция между компаниями приведёт к более заманчивым предложениям (низкой цене, кроссплатформенности и прочее), так что рано ещё бросать идею облачного гейминга в корзину.
Наш канал GameOpinion
Не стесняйтесь заглядывать на канал, там много чего интересного.