На Хабре встретил интересную статью, оригинал здесь. Про нейросети и всякое такое. Не каждый осилит и не каждому интересно. Но этот канал - про образование, а суть статьи напрямую относится к самому критическому звену школьного образования.
Поэтому кратко донесу смысл.
Как сломать, не ломая?
Программисты сломали нейросеть, подсовывая ей белый шум, поток бессмысленных данных. Спроектированная, чтобы самообучаться, система уравнений старалась подобрать коэффициенты, чтобы научиться понимать смысл происходящего. Но воистину
"Трудно найти черную кошку в темной комнате. Особенно, если ее там нет" Лао Цзы
Пытаться искать то, чего нет, можно хоть до бесконечности, но найти вряд ли получится. Разве что, если повезет и бесконечность будет очень большая.)
Убедитесь сами - зачем верить?
Попробуйте некоторое время смотреть на что-нибудь по-определению бессмысленное.
Например, выдерните антенну из телевизора и смотрите на то, что по-умному называется "белый шум". Хотя на экране он и черно-белый ))
Если вознамеритесь понять суть происходящего в школе (сейчас мы перейдем к школе), то все-таки попробуйте сделать это. Просто читать - не помогает.
"Сколько книжек ни читай - императором не станешь" Мао Цзе Дун
Информация на дорожном указателе не доставит вас до пункта назначения, если будете только смотреть, оставаясь на месте.
Попробовав же, увидите на экране много чего интересного. Многое, что находится только в вашей голове. Образы будут меняться, а вам будет казаться, что вы видите нечто осмысленное.
Будет казаться до тех пор, пока не очнетесь и не придете в себя.
Знаете ли вы, что ...
Психически больных тестируют похожим способом.
Показывают им случайным образом разлитые чернила и просят сказать, что они видят. И чего только люди не видят в обыкновенных кляксах! Это называется "Тест Роршаха".
Абсолютно тоже самое происходит и в современном образовании.
И, прежде, чем на меня набросятся школьные методисты (а также некоторые "учителя") я попрошу их ответить на следующий вопрос.
- Как программисты узнали, что нейросеть после "обучения" на белом шуме" сломалась?
Или, если вам, уважаемый критик, сложны эти понятия, то я спрошу по-другому. Как узнать, что на выдернутом из антенны телевизоре не происходит ничего осмысленного, хотя полная иллюзия, что смысл есть?
Еще проще: как психиатр узнает по тесту случайных чернильных пятен, что пациент не в себе?
Даю подсказку
Во всех трех случаях невозможно ничего спрогнозировать.
А если пытаться использовать полученную "информацию" с пользой (ведь информация - она для какой-то пользы, верно?), то ... Лучше не пытайтесь, ничего хорошего не выйдет.
В случае с сумасшедшими есть одна особенность: человек, который "не в себе", в любых кляксах видят одно и тоже. И сколько его не убеждай - продолжает настаивать. Такое поведение еще называют маниакально-депрессивным психозом.
Человек все-таки отличается от машины. Машина хотя бы пытается находить различия в разной информации. И если не находит, то ломается.
Больные же люди действует прямо наоборот. Ищут общее в несуществующем. И находят свою "наполеоновскую треуголку".))
И еще подсказка:
чем отличаются принципы работы нейросетей, как интеллекта искусственного, от принципов работы мозга школьников, как интеллекта естественного?
Общий знаменатель бессмысленности
Общий знаменатель бессмысленной информации - отсутствие ответа на классическое "Зачем?" Невозможность ее применения для чего-то полезного. Невозможность понять "чего изволят" те, от кого она исходит.
Вот еще пример
Среднесрочный динамический прогноз погоды невозможен и не будет возможен никогда. Доказано математически.
Однако же пытаются. Одни - улавливать в завитушках облаков и сложных формулах "закономерности". Другие - простаки - следят за "прогнозом погоды" более, чем на 3 дня, планируя что-то.
И иногда угадывают. Вот этим "иногда" и отличается бытовое мышление от научного.
А школьное "образование" от образования. Например, от правильного построенного домашнего образования.
Позвольте мне оставить выводы на ваше усмотрение. Я ведь все уже рассказал про школу, хотя почти не употреблял это слово. Это, кстати, пример, как нужно объяснять сложные понятия детям. Метафорически и на примерах.
Только, пожалуйста, не используйте в начальной школе пример с нейросетью. Пример с сумасшедшими - можно.
------------------------------------------------------------------------------------
P.S. Перечитав предыдущие статьи о "метапредметности" многие сомневавшиеся в пользе этого нововведения перестанут сомневаться. И увидят отличие "обучения" и "проективной педагогики" от настоящего обучения, которое сегодня возможно едва ли не исключительно за рамками официальной школы.