Петербург и область можно с чистой совестью назвать не только Северной столицей, но и столицей творческой. В течение многих веков эти земли взращивали и воспитывали талантливых поэтов, писателей и музыкантов, отличительной чертой которых всегда были смелость взглядов, искренность и флёр лёгкой меланхолии. Группа Dругой Ветер родом из красочного Петергофа, и их музыка, искусная, как дворцовые фонтаны, пропитанная непередаваемой атмосферой города, завораживающего Финского залива и загадочностью многочисленных парков, сочетается с особой петербургской открытостью вкупе с умением облечь даже самые острые темы в тонкие, полные метафор и эпитетов материи.
В начале сентября «Dругой Ветер» выпустили свой новый «Альбом, которого нет». 14 треков о нашей современности, наполненные тревогой, опасениями, стремлением к справедливости и неугасающей надеждой на светлое завтра. На пластинке нашлось место и сразу четверым коллегам со схожим мировоззрением, и каверу на «Гражданскую Оборону», и поэзии. За несколько дней до презентации альбома в Москве мы пообщались с участниками «Dругого Ветра» и задали им несколько вопросов, получив интереснейшие развернутые ответы, раскрывшие все тайны «Альбома, которого нет».
— Расскажи, пожалуйста, о том, как велась работа над альбомом. На написание песен вдохновили последние события или же тексты, легшие в их основу, были написаны в течение более длительного периода времени? Сколько времени заняла непосредственно запись, и сильно ли повлиял на её сроки и дату выпуска коронавирус, или работа велась в изначально запланированном режиме?
Лёва Сазонов: — «Альбом, которого нет» мы готовили в течение года. Основную часть составляют свежие песни, но некоторые демо-записи долго пылились на полках и ждали своего часа. Мы старались создать не просто сборник песен, а композиционно выверенную идейную пластинку. В пресс-релизе группы написано о том, что творчество «Dругого Ветра» отличает «умение видеть обратную сторону шаблонного мира и открытый рассказ о том, о чём обычно принято молчать». Мы не отклонились от вектора и, пожалуй, записали наш самый откровенный альбом, а происходящие события лишь придали пластинке своевременности. Хочу заметить, что прямота изложения не отменяет романтической и философской составляющей доброй половины песен. Большую часть времени заняла подготовка к записи и кропотливый процесс сведения. Сама же работа в студии — это 10 дней на запись инструментов и столько же на запись вокала. Коронавирус не просто повлиял на сроки выпуска, а полностью изменил звучание альбома, т.к. все фиты этого релиза записаны в период самоизоляции.
— «Альбом, которого нет» записан при финансовой поддержке ваших слушателей. Если не секрет, краудфандинг позволяет покрыть полную стоимость записи, или же часть финансовых обязательств ложится на плечи группы? Планируете ли вы в будущем вновь прибегнуть к подобному сбору средств?
— Краудфандинг позволил покрыть основную часть расходов на запись и постпродакшн, но приобретённые акционерами лоты мы рассылаем на деньги, частично собранные с живых презентаций. Это первый опыт, и он оказался позитивным лишь благодаря тем, кто неравнодушен к нашим идеям и творчеству. Честно говоря, мы приятно удивлены отзывчивостью слушателей (собрано 126% от предполагаемой суммы) и обязательно повторим эту практику в будущем.
— «Альбом, которого нет». С чем связано такое необычное, в какой-то степени философское название пластинки?
— В данной работе мы попытались посмотреть на мир глазами человека, живущего в реальности, искажённой стереотипами. Общество, перманентно улыбающееся телевизионной картинке и постоянно находящееся в мире лицемерия, лжи и подмены понятий имеет несколько иные представление о свободе и справедливости. Для подобного общества априори не существует острых тем, песен об этом, а следовательно и этого альбома. Думаю, после прослушивания песни «Запретный трек» многие начнут понимать задумку. Естественно, мы посвятили пластинку не столько ослеплённому обществу, сколько отравленному им поколению, из года в год пробирающемуся через тотальное непонимание и навязанные ярлыки к здравому смыслу.
— В наше время есть тенденция к выпуску коротких альбомов: как правило, речь идёт о небольшом количестве треков общей продолжительностью около получаса. «Альбом, которого нет» — это лонгплей из 14 треков продолжительностью 54 минуты, самая большая ваша работа за последнее время. С чем связано решение выпустить столь объемную работу, а не разбить её, например, на два отдельных релиза, как нередко делают ваши коллеги?
— Хотя в современном мире, где информационные потоки быстро меняются, стал нормой выпуск мини-альбомов — я сторонник больших форматов с полным погружением в атмосферу. Рад, что нам наконец удалось выпустить серьёзную концептуальную работу, в которой можно полностью раскрыть заложенную идею. Этот альбом — слоёный пирог. И если кому-то он изначально покажется историей о протесте, то дослушав до конца он поймёт, что это история о счастье. Разве не для этого человечество когда-то придумало 60-ти минутные виниловые диски и компакт-кассеты? :)
— На альбоме не обошлось без гостей: сразу четыре песни записаны в дуэте с ярчайшими музыкантами, известными, ко всему прочему, своей активной гражданской позицией. Какой вклад внесли ваши коллеги в свои партии? Велась ли какая-то совместная работа над текстами этих песен?
— Это первый опыт записи совместок в истории «Dругого Ветра», но все треки концептуально должны были оказаться именно в этом релизе. Несмотря на то, что авторство песен принадлежит нам, каждый из приглашённых вокалистов добавил уникальные краски и фирменное звучание этим трекам. Главное в такой работе — не притягивать за уши. При написании песен мы изначально знали, что данная песня внутренне подойдёт тому или иному исполнителю, что его голос сделает песню лучше.
Всё началось с «Чёрного флага». Группа «Элизиум» всегда пели о мире на планете Земля, а голос Саши Телехова ассоциировался с голосом поколения, у которого давно начала сходить пелена с глаз, которое научилось думать своей головой, понимать реальное мироустройство и давно имеет смелость плевать в лицо прогнившим устоям. По совету бас-гитариста и идейного вдохновителя группы Димы Кузнецова мы лишь немного скорректировали текст припева. Кстати, по иронии судьбы, альбом нам записал и свёл Алексей Кузнецов, отдавший 15 лет жизни «Элизиуму» как барабанщик. Сейчас он играет в группе «План Ломоносова».
В глубоко личной песне «Ангелы с грязными лицами» я сразу услышал голос Андрея ГрейЧайника из «ДМЦ». Когда я открыл для себя группу «Дороги Меняют Цвет», с удивлением обнаружил, что у Андрея есть уникальная способность — он пишет песни так, что при прослушивании возникает неподдельное ощущение — «это про меня». Прорыдал все первые концерты ребят, на которых присутствовал. Впоследствии крепко подружился с парнями. Готов многое отдать за спетую Андреем кульминационную фразу пластинки — «Течёт вода!».
Лёха Никонов подарил «Альбому, которого нет» припевы песни «Соблюдай режим» и стих из своего культового сборника нулевых «Нехардкор». Символично, что первое подпольное издание этого сборника, когда-то перевернувшее моё подростковое сознание, лежит у меня дома со времён, когда группы «Dругой Ветер» ещё не существовало в проекте. Весь творческий процесс Лёха отдаёт в руки интуиции, пишет с первого дубля и на поверку — человек очень искренний и настоящий.
С Дмитрием Спириным мы давно хотели сделать совместную песню. У нас схожи не только жизненные позиции, взгляды на питание, но и тембры голосов. Рядом с моим глухим баритоном многие голоса начинают звучать странно и пришлось изрядно попотеть, чтобы свести каждый совместный трек альбома. А ещё, нам кажется, «Номерки» вышли удачной песней-открывашкой не только альбома, но и живых концертов — «Привет, огромная страна!». Кстати, по иронии судьбы, Василий Лопатин (экс-гитарист «Тараканов») помог нам с записью вокала фитов с «Элизиум» и «ДМЦ».
— Какие треки с «Альбома, которого нет» ближе всего вам самим и почему?
— Если бы меня попросили назвать самую показательную песню альбома, я бы выбрал «Счастье в бетонной помойке». Мне кажется, её посыл является лейтмотивом всего нашего творчества, текст наполнен интересными образами, а мелодия хорошо ложится на слух. Но этот альбом сам по себе выбивается из понятия «показательности» хотя бы потому, что впервые музыку для 5 песен пластинки написал наш гитарист Рома Щедрин, за счёт чего лоскутное одеяло альбома приобрело новые грани и краски. Он лично расскажет о двух своих любимых треках.
Роман Щедрин: — «Свидетели Стабильности» — во многом новое для нас явление, и с точки зрения формулировки высказывания, и с точки зрения аранжировки. Эта песня пережила несколько этапов создания, и очень сильно изменилась в сравнении с первоначальным вариантом, возможно дав нам новый вектор на будущее движение. Любая группа постоянно ищет свой музыкальный язык и уникальный почерк, и это яркий пример такого поиска. Песня «Маленький Принц» для меня глубоко личная и важная, на данный момент последняя песня на мою музыку, которая звучит так лирично, что продиктовано внутренними моментами, и возможно это наиболее искренняя и интимная для меня вещь. Лёвин текст пришёлся настолько в точку, что трудно представить там нечто более органичное, и для меня особенно важно, что при всех наших различиях, наш тандем может давать такие плоды.
Лёва Сазонов: — Помимо песен упомянутых выше, всей командой вместе с бас-гитаристом Тошей Медведевым и барабанщиком Вовой Белковым подписываемся под словами Ромы, а также хотим выделить песню «Ангелы с грязными лицами». Очень глубокая атмосферная знаковая композиция, раскрывающая альбом и, по словам некоторых, «выбивающая землю из под ног». Кто такие ангелы, которым приходится отмывать лица дождём от лжи и непонимания, слушатель поймёт сам.
— Кавер на «Гражданскую Оборону» — это дань уважения известной группе и Егору Летову или нечто большее: связующее звено между треками или тот важный «финальный» аккорд, без которого картина была бы неполной?
— Это и дань уважения, и связующее звено, и вселенская большая любовь. Феномен толком ещё недооценённый, недопонятый, недоосознанный. Летов — художник, создавший глубину образов, в которой бесконечно можно открывать новые грани. Внимательный слушатель заметит, что в «Альбоме, которого нет» треки идут в определённой последовательности. «Вселенская большая любовь» является своеобразным выходом из болезненных терзаний сознания мыслями о войне и несправедливости. А наградой, обретённой в конце «дикого и лихорадочного похода» служит песня «Время оставаться живым», в которой также присутствует отсылка к Летову — «И сколько б не ходило в небе дурачков, попробуй с ними заодно сломать шаблон». Вообще в текстах альбома много пасхалок и ссылок на образы прошлых песен «Dругого Ветра».
— Несмотря на общую целостность, альбом можно условно разбить на две части: первая — остросоциально-протестная, вторая, по ощущениям, больше о чем-то внутреннем, в том числе и внутренней борьбе. При этом во второй части, несмотря на меланхоличность, невозможно не почувствовать тот самый «огонёк надежды». Как вам самим кажется, что нужно делать, чтобы разжечь из этого огонька настоящее пламя?
— Жизнь — это и есть постоянная борьба. Возвращаясь к песне «Счастье в бетонной помойке», стоит сказать о том, что это проекция жизни большой беспомощной страны на внутренний мир каждого из нас. Человек живёт рефлекторно, с рождения смотрит спектакль с заранее известным концом. Но когда заглядывает в глаза другого — видит себя с огоньком внутри. И если «огонёк надежды» — это каждый из нас, то возможно «пламя» — это все мы? Ищите своё отражение в людях, которые рядом, рушьте границы и слышьте друг друга. Вместе можно не только пламя разжечь, но и горы свернуть. Верно, Добропиплы? :)
***
Презентация альбома в твоём городе (клик!)
Послушать альбом в любимом музыкальном сервисе