Во многих российских приморских городах есть памятники небольшим торпедным катерам, которые посвящены подвигам советских моряков в годы Великой Отечественной.
Один из таких памятников установлен в Санкт-Петербурге на территории выставочного комплекса Ленэкспо (Большой проспект Васильевского острова, 103).
На постаменте можно увидеть торпедный катер типа "Комсомолец", проекта 123-К.
Проект 123-К стал развитием проектов реданных торпедных катеров проектов 123 "Комсомолец" (первый катер спущен на воду в 1940 году) и 123-бис (1944).
123-К - это послевоенная серия (1949-55 гг.), улучшенная по сравнению с предыдущими.
Увеличена скорость, изменено вооружение.
Всего было построено 205 катеров этого проекта.
Это последняя серия МТКА (Малых Торпедных КАтеров) выпускавшаяся в СССР.
Несколько десятков катеров 123-К было отправлено на экспорт в Китай, Египет, Кипр, КНДР и другие страны.
Некоторые были установлены в качестве памяти о войне.
Точно такие же катера стоят в Новороссийске, Азове, Балтийске, Калининграде и многих других городах.
На постаменте, рядом с крупной надписью "1941-1945 Героическим морякам торпедных катеров Балтики", есть
маленькая табличка с кратким описанием героических эпизодов и подвигов моряков-катерников.
На корме установлены спаренные крупнокалиберные пулемёты Владимирова (КПВ) в установке 2М-5. Ленточное питание (80 выстрелов в каждой ленте).
Установки 2М-5 выпускались на Тульском машиностроительном заводе.
Мачта с антенной РЛС и задняя часть рубки.
Локатор - один из явных признаков послевоенной серии "Комсомольцев".
На предыдущих реализациях проекта здесь стояла вторая установка 2М5.
Основное оружие торпедного катера располагалось в двух 457-мм торпедных аппаратах.
Штатная торпеда 45-36НУ образца 1939 года обладала скоростью 32 узла, дальностью хода 6 км и несла боевой заряд массой 284 кг.
Следующим поколением советских кораблей "москитного" флота были первые в мире ракетные катера пр.183-Р "Комар".
Но о них в другой раз.