Найти в Дзене
Public Transport Travel

Адмирал. Объективная замена Мегаполису?

Оглавление

В 2017 - 2019 году произошёл один из самых крупных переделов рынка электротранспорта в России. На рынок электротранспорта пришли КАМАЗ и ЛиАЗ с электробусами, с рынка троллейбусов ушла Тролза. Сильно укрепились позиции компании Транспортные Системы. Предлагаю посмотреть на один из результатов этого передела.

Автобус, троллейбус или электробус?
Автобус, троллейбус или электробус?

Шаткое положение троллейбуса и при чём тут Москва

Троллейбус, как и любой другой вид электротранспорта, сильно зависит от госзаказов. Частные троллейбусы и трамваи на просторах СНГ скорее исключение, чем правило. Основными заказчиками троллейбусов являлись крупные горда по типу Москвы и Санкт-Петербурга, они давали заводам крупные заказы и готовы были платить за разработку новой техники. Потом уже эта техника поступала в меньших объёмах и в менее крупные системы. По сути города-миллионики поддерживали отрасль и её развития своими крупными заказами. С середины 00-ых рынок был фактически поделен между Тролзой и Транс-Альфой. Реже конкурсы выигрывались компанией Белкоммунмаш и некоторыми более мелкими компаниями. С разворотом Москвы в сторону альтернативы троллейбусам, которая разрабатывалась и дорабатывалась в плоть до 2019 года, над рынком повисла перспектива сокращения. Да, есть Петербург, Казань и другие города, но потеря Московского рынка была ощутимой. При этом ни Тролза, не Транс-Альфа не смогли вовремя переориентироваться на запросы столичного региона в электробусах, по сути потеряв последний выход на крупный заказ.

Одна из базовых моделей завода Транс-Альфа (ВМЗ)
Одна из базовых моделей завода Транс-Альфа (ВМЗ)

Уход Мегаполиса

Само семейство Тролзы 5265 насчитывает 5 модификаций. При этом базовая модель была не совсем удачной из-за меньшей вместимости, по сравнению с одноклассниками. Всего 21 сидячее место и отсутствие внятной задней площадки. Удлинённая версия появилась только в 2016 году и производилась в основном в интересах Санкт-Петербурга и Крыма, туда были наиболее крупные поставки. Учитывая тенденцию к повышению интереса к теме электробусов, некоторые модификации стали обозначаться не как троллейбусы, а как "электробусы с динамической подзарядкой". К 2019 году стало понятно, что Мегаполис уже устаревает (разработан в 2005 году) и ему нужно было искать замену. Был выпущен троллейбус в новом кузове, но дальше 2 экземпляров дело не пошло и завод обанкротился. Большая часть Мегаполисов была выпущена именно в первой (короткой) модификации. Эти троллейбусы многие полюбили за огромные окна и весьма современный вид (на момент разработки), хотя сами машины были не без проблем, которые завод планомерно пытался решать.

Мегаполис одной из последних модификаций на Невском в Санкт-Петербурге. Троллейбус в режиме автономного хода
Мегаполис одной из последних модификаций на Невском в Санкт-Петербурге. Троллейбус в режиме автономного хода

Замена откуда не ждали

Про саму компанию Транспортные Системы до определённого времени знали не много, пока она внезапно не выиграла конкурс на поставку 300(!) трамваев в Москву, подвинув с рынка трамваи УКВЗ и вёдра от УралТрансМаша. Вопрос появления троллейбусов оставался делом времени... И он появился. Машина в оригинальном корпусе появилась в 2016 году и прошла испытания в ряде городов, но в серию не пошла из-за отсутствия заказов. После информации о проблемах у Тролзы, ПКТС даром времени не теряли и сделали более бюджетный вариант Адмирала с новой передней и задней маской. Во многих источниках говорится, что это перевыпуск модели Тролза 5265.02, что не совсем верно, так как экстерьер и интерьер претерпел весьма серьёзные изменения, они же коснулись и электроники. По факту это уже настолько глубокая модификация, что правильнее будет назвать её новой моделью, пусть и сделанной с оглядкой на более ранние модели.

Один из свежих Адмиралов у метро Московская. На нём и довелось проехаться
Один из свежих Адмиралов у метро Московская. На нём и довелось проехаться

Удачный старт

Новая модель очень быстро смогла занять свою нишу и потеснить Транс-Альфу с освободившегося рынка. При помощи программ обновления и ГТЛК завод смог выиграть контракты в Санкт-Петербург, Иваново и Омск суммарно на 100+ машин. Сможет ли Адмирал полностью занять нишу Мегаполиса? Время покажет. А пока можно порадоваться за города, которые получат новые машины. Своё мнение о ней скажу, после того ка опробую её в Иваново, а не только в Санкт-Петербурге.

Тот же Адмирал
Тот же Адмирал