Пошла вчера в магазин "Пятерочка", а там целая полка - ко Дню учителя. В Инстаграме тоже предлагают подарки... Я работала и учителем, и преподавателем, и каждый год для меня была загадка - когда же этот самый день Учителя. Школьники и студенты, напротив, никогда не забывают, обязательно поздравляют, слова говорят и что-нибудь дарят. А я как-то не люблю день учителя. Думаю, почему? Плохие подарки, что ли дарят, или слова плохие говорят?
Нет, с подарками все в порядке, нормальные. Например, когда-то давно мне подарили симпатичную тарелочку, она до сих пор со мной, пережила общежитие и несколько переездов, и я ей активно пользуюсь. В прошлом году подарили вкусный кофе Lavazza, попробовала, и теперь сама покупаю эту марку. Конфетки кушаю, на сертификаты в косметических магазинах косметику покупаю. Школьникам и студентам, конечно, говорю спасибо большое... но каждый раз чувствую что-то не то.
В этом году я не работаю учителем, и решила наконец-то разобраться в моих чувствах к этому празднику.
Обычно при поздравлении школьники/студенты говорят: какой вы хороший учитель/преподаватель, как мы вас любим. Я говорю - спасибо.
Хороший ли я учитель?
Но у меня возникают сомнения - действительно ли я хороший учитель? Я, конечно, стараюсь объяснять, мне интересен мой предмет, и хочется заинтересовать им школьников. Но у меня получается далеко не всё. Дисциплину в классе, например, мне сложно поддерживать. Да, опыт приходит с опытом, но и школьники меняются, класс на класс не приходится. Каждый раз в новом классе приходится начинать сначала строить отношения, и возникают новые ошибки. Кроме того, день учителя обычно идет до череды контрольных, и двоек я еще не успеваю наставить.
Любят ли меня?
В этом я тоже не очень уверена. Вряд ли меня ненавидят, но наверняка есть среди моих учеников те, кто меня не любит. Они и не обязаны, вообще-то, меня любить. А говорят от всего класса...
Учитель - важная миссия?
Обычно еще при поздравлении говорят о важности миссии учителя, о его самопожертвовании, огромной роли учителя в становлении личности. Я в целом согласна со всем этим. Но могу ли применить эти слова к себе? Ну вот не ощущаю я сама этой важности и грандиозности. Нет у меня чувства, что несу в массы Разумное, Доброе, Вечное и Свет Знаний. Желания самопожертвоваться ради учеников тоже нет никакого.
Какой же вы после этого учитель?
Как я вообще до такого докатилась, как попала в эту среду? Я в ней родилась и живу. Мама и папа у меня преподаватели. Еще в бытность свою октябрёнком всегда объясняла одноклассникам какие-то непонятные темы, и в университете однокурсники обращались ко мне с вопросами, и всегда говорили, что я понятно объясняю.
И морда у меня учительская, это видно сразу. Иду как-то по улице, спрашивают - подскажите, где тысяча-лохматая школа. Говорю - а я туда иду, на подготовку к ГИА. И мы туда же!
Зря конфетки ем
В целом, несмотря на то, что мне интересно работать, учить и преподавать, что мне интересны школьники и студенты, что-то им объяснять... я чувствую, что все слова, которые говорят на день учителя - это не про меня. Это всё про Учителя с Большой Буквы, Истинного Педагога, который жертвует своим личным временем, чтобы научить чему-то школьников, который им Отец и Наставник (или Мать Родная). У меня есть своя жизнь, своя семья и близкие люди, я могу в свободное от работы время выбрать себе кофе, конфетки, тарелочки и крем. Настоящий Учитель с большой буквы не может этого себе позволить, наверное.
Как отказаться от подарков на день учителя?
Мне бы хотелось, чтобы не бороться со смешанными чувствами, вообще отказаться от подарков. Ведь мое отношение к ученикам не зависит от того, какой мне сделают подарок и сделают ли вообще. Но как это организовать? Меня же не спрашивают, хочу ли я подарок. Это закупают централизовано родительские комитеты, скидываются и заранее решают, что дарить, и покупают всем учителям. Мне, допустим, не нужен подарок, а многие из моих коллег могут обидеться, если им ничего не подарить. Отказываться от подарка, который дети уже принесли, тоже нехорошо. В общем, непонятно. В этом году мне ничего не подарят, и слава Богу.
Вывод
В целом про себя могу сказать - нет у меня, как у учителя, большой буквы У в начале, и подарков я не заслужила. Самым лучшим подарком от учеников было бы хорошее поведение и восприятие той информации, которую я пытаюсь донести. Но этого родительские комитеты организовать не могут, поэтому и дарят кофе.
Тем не менее, в День Учителя я желаю всем учителям (а особенно тем, кто с Большой Буквы) радости, быть довольными подарками и поздравлениями, ученикам - добрых и радостных учителей, родителям - поменьше суеты с организацией подарков.
Спасибо за внимание! Буду рада новым подписчикам!