Около недели назад состоялось путешествие, в рамках которого мы преодолели маршрут от яхт-клуба на Неве до Ладожских шхер и обратно. Основной целью было испытание нового катера Grizzly G900 (о нём я подробно расскажу в ближайшее время). Однако само путешествие, в котором помимо «главного героя» приняли участи ещё две абсолютно разные лодки, позволило несколько иначе взглянуть на привычные вещи. И общий репортаж об этой поездке я обязательно опубликую в ближайшее время. А сейчас…
Возвращались мы затемно и около 1.5 часов шли, когда солнце уже давно скрылось за горизонтом и наступила полная темнота. Что с одной стороны позволило испытать системы навигации и освещения. С другой, навело меня на мысль поделиться соображениями на тему установки систем освещения катера. Тем более, этот переход далеко не единственный мой опыт хождения на катере в темноте. Не менее яркие впечатления я получил во время экспедиций в Тыве и путешествий по Енисею. Итак!
О правилах!
Как и в любой другой сфере, эксплуатация катера (маломерного судна, говоря официальным языком) разделяется на «обязательное» и «личное». К обязательному относятся огни ходовые. Поскольку далеко не все начинающие «водномоторники» понимают их истинное предназначение, я коротко поясню.
Огни ходовые – обязательное оборудование маломерного судна. Их должно быть три, хотя на практике не все строго следуют этому правилу, ограничиваясь лишь бортовыми: красным по левому борту и зелёным по правому. Но кроме судно должно быть оборудовано огнями «топовым» и «кормовым».
Каждый из этих огней лишь косвенно помогает шкиперу; служит основной цели – обозначить своё присутствие на акватории. Причём относится это не только к маломерным, но и ко всем другим типам судов. Огонь топовый расположен в самой верхней точке судна и фактически служит для визуального контакта с большей дистанции. Наиболее важными считаются «бортовые». У них есть две ключевых функции. Первая – если ходовые огни включены это означает, что судно находится в движении. Что помогает, например, ориентироваться в акватории якорной стоянки. Где несколько судов могут находится на месте. Но, если вы видите, что ходовые огни включились – значит судно начало движение. Расположение огней (разделение на зелёный и красный) позволяют определить курс движения судна по отношению к вам. Т.е., если вы видите только один зелёный, значит судно движется в правом от вас направлении. Если красный – то соответственно в левом. Если зелёный свет находится слева, а красный справа – значит судно двигается встречным курсом, а если наоборот – то от вас. Это помогает сориентироваться и скорректировать собственный курс. В том числе и потому, что вы не имеете права пересекать курс движения крупного судна. Следовательно, должны выбирать курс так, чтобы разойтись с кормы, в том случае, если ваши курсы пересекаются. И вот здесь и нужен огонь кормовой, чтобы обозначить «заднюю границу» судна.
В целом помня об этих нехитрых правилах можно успешно лавировать в акватории с достаточно интенсивным движением. Но… что, если вы находитесь там, где кроме вас вообще никого нет!? Или есть, но неразумные владельцы маленьких лодочек, которые вообще не считают необходимым обозначать своё присутствие? Ходовые огни никак не помогут сориентироваться в пространстве, а значит нужны дополнительные системы освещения.
Фара с поворотным механизмом.
Один из самых распространённых типов дополнительного освещения – фара с управлением на джойстике. Как правило не обладает достаточной площадью освещения, но открывает некоторые возможности. Как, то! Во-первых, любое дополнительное освещение в целом и такие фары в частности – это дополнительное обозначение вашего присутствия на акватории. Что особенно важно в условиях слабой видимости. В туман, прежде всего! Если вы видите, что какое-то судно движется вам в борт, используя джойстик управления вы можете быстро обозначить себя, посветив во встречном движущемуся на вас судну направлении.
Двигаясь по рекам, каналам и другим «узким» проходам фара с поворотным механизмом позволяет подсветить объекты или берега, находящиеся по бортам. Это здорово облегчает возможности сориентироваться в подобных условиях. Собственно, именно поэтому таких фар обычно ставят две.
Так же можно отметить и возможность осветить берег при подходе, не прибегая к повороту штурвала вы можете осмотреть большую протяжённость береговой полосы для выбора оптимального места швартовки. Всё это так же позволяет сделать фара с поворотным механизмом.
Светодиодная балка.
Света много не бывает. И основным его источником, освещающим пространство непосредственно по курсу движения судна, является мощная фара или несколько таких фар или фарная балка – подобная тем, что устанавливают на свои авто любители трофи рейдов. Такой источник света позволяет хорошо осветить пространство по курсу катера, что может позволить избежать столкновений. Как с какими-то объектами, вроде топляка, так и небольшими лодками. Владельцы, которых чаще всего вообще никак себя не обозначают.
Катера, из числа тех, что эксплуатируются на реках, чаще всего оборудуют фарами, расположенными непосредственно в носовой части. Так, чтобы максимально освещать пространство вблизи катера. Те же лодки, для которых основная стихия — это большие акватории – принято оснащать светодиодной балкой, расположенной в передней части рубки.
Так или иначе, но именно этот тип освещения является основным помощником шкипера. И, конечно, он же и дополнительно обозначает ваше судно для других судов на акватории.
Зачем вообще ходить в темноте?
Не раз я слышал этот вопрос. На самом деле, безусловно, при всех обстоятельствах желательно избегать этого и лишь в случае крайне необходимости перемещаться по акватории в условиях темноты. Необходимо помнить, что движение по акватории – это совсем не тоже самое, что езда ночью на автомобиле. И любая внештатная ситуация требует гораздо больших усилий для решения.
Однако бывают ситуации, когда этого не избежать. Особенно при достаточно дальних переходах, когда даже незначительные изменения в погодных условиях могут круто изменить темп движения и увеличить время для запланированного перехода. Хорошо, если вы двигаетесь по проставленному фарватеру, в хорошо знакомых местах. Другое дело, если акватория вам не знакома.
Словом, исключать саму возможность оказаться на акватории в тёмное время суток нельзя и лучше быть готовым к этому.
На навигатор надейся, но
Многие ошибочно полагают, что для уверенного движения в тёмное время достаточно современного навигатора. Конечно, это не так! Прежде всего по тому, что навигатор/картплоттер не обозначает лодки, топляки и другие возможное препятствия, оказавшиеся по курсу ситуационно. Хотя и практически незаменим для общего прокладывания курса и выбора наиболее безопасной траектории движения.
Но есть и обратная сторона. Дисплей является мощным источником света буквально ослепляющий шкипера и сильно усложняющий визуальный контроль акватории. В результате чего приходится управлять катером стоя или вовсе выключать приборы навигации, лишь изредка сверяясь с их показаниями.
Вместо эпилога.
В завершении я бы хотел обратиться к тем, кто осознанно выходит на акваторию в тёмное время на небольших (чаще всего надувных) лодках. Ловят рыбу на бровке фарватера или пересекают его. Во избежание неприятностей и даже трагических ситуаций – обязательно обозначайте своё присутствие. Мощного фонаря – достаточно для того, чтобы обозначить своё присутствие и избежать неприятностей.
Дмитрий Матвеев || YouTube.com/ItodorTV
Фото из архива автора (с)
Instagram @itodortv