Для тех, кто действительно хочет узнать "как было", мы можем порекомендовать только чтение архивных документов - никакие воспоминания очевидцев через 50 лет или изыски современных историков их не заменят.
Благо, теперь с этим особых трудностей нет. Опыт Великой Отечественной войны тщательно изучен и, можно сказать, запротоколирован. С конца войны и года этак до 1947 все командиры соединений от дивизии и выше, а также командиры отдельных полков и дивизионов писали отчеты для истории и последующего обобщения. Об использовании отдельных видов вооружения, о действии в обороне и наступлении в различных условиях, о форсировании водных преград и т.п.
Вот такие материалы и использованы в статье, а ссылки на их оригиналы даны в конце текста для самостоятельного изучения.
Вопрос применения бронетранспортеров в Красной армии нами освещался в статье "Бронетранспортеры Красной Армии в Великой Отечественной войне".
В этой публикации будет рассмотрен только бронетранспортер Universal Carrier. Машина в различных модификациях выпускалась массово - общее число в районе 90 000 единиц. Естественно, что крайне нуждавшийся в любой бронетехнике осенью 1941 года СССР запросил у союзников поставки и этих БТР. Осенью-зимой1941 года были доставлено северными конвоями небольшое количество БТР, которые приняли участие в боях зимы 1942 года. Поставлялась в СССР модификация Мк I английского и канадского производства в количестве чуть более 2 000 штук, как утверждают справочные издания. В советских документах данный бронетранспортер встречается под обозначениями М-1, Мк-1, Универсал-1, Брен М-1.
Поступающие в СССР со штатным вооружением английские бронетранспортеры могли и применяться в таком виде, но часто перевооружались уже непосредственно в частях. В декабре 1943 года ГАБТУ РККА приказало заменить вооружение на имеющиеся в войсках бронетранспортерах Universal Carrier на советские образцы.
В реальности в относительно небольшой БТР набивалось до 8 человек, штатное вооружение снимали и ставили отечественные образцы ручных и станковых пулеметов, встречается в литературе рисунок "Универсала" с пулеметом ДШК из 4-го Гв. мехкорпуса, но автору в архивах такой не попадался, так что утверждать однозначно не берусь. Могу лишь сказать, что в "Донесении о наличии и техническом состоянии бронетранспортеров и бронеавтомобилей в 4 гв. мк" за 30.10.1944 г указано наличие 6 машин "Бр.Брен М-1", из которых 4 исправны в 62-м ОМБ. Ниже фрагмент из "Замечаний по боевому использованию бронетранспортеров и бронеавтомобилей" 6 гв. СД, подписанного начальником штаба этого соединения гвардии полковником Корецким.
Как уже было сказано, английские БТР использовали в основном разведподразделения танковых и механизированных частей, командиры частей и подразделений для рекогносцировки и т.п. Ниже фрагмент программы обучения экипажей БТР в 5-й Гв. ТА, из которой ясно виден преобладающий характер применения этого вида бронетехники.
Непосредственно в боевых порядка наступающей пехоты бронетранспортеры, как правило, не применялись. Однако, ближе к концу войны рейды групп автоматчиков на бронетранспортерах все чаще и чаще приводили к разгрому отступающих немецких колон прямо на марше, захвату мостов, населенных пунктов, складов, вокзалов и прочих важных военных объектов. При этом десант мог вести огонь из всех видов стрелкового оружия, имеющегося в БТР, не спешиваясь. Такая тактика давала хорошие результаты при преследовании отступающего противника.
Ниже описание боя ОРД (отдельный разведывательный дозор) на 5 бронетранспортерах "Универсал" (по 8 человек на каждом), составленное командиром разведывательной роты 65-го мотострелкового Краснознаменного Орденов Кутузова и Суворова полка лейтенантом Чуприненко. Внезапной фланговой атакой группа разгромила во много раз превосходившую по численности колонну немцев с тяжелым вооружением, давя разбегавшихся врагов гусеницами, забрасывая гранатами и уничтожая огнем стрелкового оружия.
Поступали БТР английского производства и в самоходные артиллерийские полки, в том числе и в тяжелые. Ниже донесение штаба 398-го ТСАП за 12.11.44, где указано наличие 4 бронетранспортеров "Универсал". Полк укомплектован матчастью после боев, ранее бронетранспортеров не имел.
В 398-м ТСАП "Универсалы" использовались для разведки, связи и обеспечения боевого охранения на марше.
Некоторые командиры Красной Армии оценивали бронетранспортер Universal Carrie крайне негативно, некоторые - сдержанно позитивно.
В любом случае указывались следующие недостатки машины:
- малый клиренс, соответственно плохая проходимость, заметно ухудшающаяся к тому же на зимней скользкой дороге из-за конструкции траков;
- быстрый износ ходовой части - выходят из строя "звездочки", бандажи опорных катков;
- гусеница слетает при резких поворотах;
- слабое вооружение;
- слабая защита экипажа и десанта (даже согнувшись, укрыться за броней "Универсала" от пуль и осколков полностью было крайне сложно).
По мнению советских офицеров, английский бронетранспортер в таком виде в Красной армии явно уступал по всем параметрам американским машинам, которые и были обозначены в качестве отправной точки при проектировании перспективного БТР для вооружения мотострелковых частей уже после войны.
Сравните оценки командиров Красной Армии с текстами статей современных авторов и найдите, как говориться, три различия. Можно и больше. При этом писавшие отчеты советские офицеры не придирались к мелочам - такие "недостатки" как некомфортные ощущения в зимнее время на месте водителя и командира или в летнее - в отделении десанта, нигде в документах не встречаются.
Ниже представлены ссылки по теме для самостоятельного изучения.
Замечания по боевому использованию бронетранспортеров и бронеавтомобилей.
Действие ОРД в разведке при преследовании противника (состав ОРД - 5 бронетранспортеров).
Программа по подготовке экипажей и командиров взводов бронетранспортеров.