В жизни каждого энофила рано или поздно появляется вино, которое после первого глотка заставляет воскликнуть — "Вау, никогда такого не пробовал!". В категорию подобных вин с вау-эффектом входит итальянское Курни. Оно заработало 3 бокала по версии справочника Гамберо Россо Курни сразу трижды в самые первые годы своей жизни, а спустя 20 винтажей это вино из Марке стало абсолютным культом.
А ведь создатели Курни в молодости меньше всего думали, что в итоге окажутся в идиллическом регионе Марке, но сама судьба привела их сюда. Марко Казоланетти может считаться виноделом с чудинкой — он тщательно исследовал опыт предыдущих поколений в плане культивации земли, но решил кардинально нарушить правила во время выдержки своих вин.
В погребе "Оази дельи Анджели" вы найдете много новых дубовых бочек, одно единственное цементное яйцо и виноделов, для которых все просто. В своей рубрике "Письмо из Европы" Роберт Камуто погружается в атмосферу медленной фермерской жизни винодельни "Оази дельи Анджели", где никуда не торопятся, но неизменно выпускают вина мирового уровня, полагаясь на собственные ощущения и силу земли.
За время существования винодельни "Оази дельи Анджели" борода ее владельца Марко Казоланетти стала седой и длинной. Стоя на вершине высокого виноградника очаровательной зеленой долины Сант’Эдиджио и наблюдая лазурную полоску Адриатического моря вдалеке, он похож на йога. "Тут сложились прекрасные условия," — говорит Казоланетти.
Действительно, его жизнь в регионе Марке со своей верной спутницей Элеонорой Росси похожа на жизнь в Эдемском саду. Их поместье, "Оази дельи Анджели", простирается на 65 гектарах земли, на которых владельцы выращивают пшеницу, фрукты, оливки и домашний скот. Отдельный участок земли отведен под виноградники, с которых производят ограниченное количество вина, которое уже успело заработать культовый статус.
Винодельня "Оази дельи Анджели" получила мировую известность благодаря вину Kurni/Курни — темное, богатое и мясистое красное вино из сорта монтепульчано, часто сравниваемое с Амароне из-за своей густоты и высокоалкогольного стиля (15%). Ноты сухофруктов и засахаренных фруктов придают Курни отчетливую сладость во вкусоароматике, но все это сбалансировано яркой кислотностью и благородными танинами. К своему 20-летнему юбилею Курни совершенно не изменилось, хотя общий тренд в итальянском виноделии сместился к более легким и деликатным винам.
Однако Марко Казоланетти не переживает, что его решение не следовать новым трендам как-то повлияет на продажи: "У нас небольшие объемы производства, так что у нас нет проблем со сбытом," — говорит он, залезая в свой Рендж Ровер, который помогает пробираться по пыльным дорогам и сосновым лесам к виноградникам. В "Оази" производят менее 600 кейсов (7200 бутылок) Курни в год, продавая одну половину на родине в Италии, а другую за границей. "Идея проекта кроется не в увеличении производства, а в создании все более хороших вин каждый год."
В молодые годы Казоланетти был дизайнером-инженером, он работал на известных производителей Дукати и Ламборджини в Болонье, где он жил вместе с Росси, в те времена она была актрисой и учительницей. Семья Росси владела землями в Марке на протяжении веков, но в начале 1990-х ее родители начали подумывать о продаже своих владений. Молодая городская семья приняла для себя решение, перебраться в сельскую местность и ввзять управление в свои руки. Началом их деятельности стал агротуристический проект, который был реализован на ферме семьи, где была возможность приютить гостей и открыть небольшой ресторанчик. Позже этот проект был приостановлен, хотя Росси до сих пор готовит домашнюю пасту для посетителей винодельни по выходным.
До того как стать виноделами, Казоланетти и Росси попробовали вина, произведенные их семьей для личного употребления. Некоторым бутылкам было более 40 лет, вина в них были все еще живы. Пара задалась вопросом: "А можем ли мы производить подобное вино?"
Марко начал консультироваться со старыми фермерами. От них он узнал о довоенных методах культивации почвы и винификации, которые сегодня он использует наряду с современными и нетрадиционными подходами.
Лозы, которые дают урожай для производства Курни, произрастают на 15 га виноградников в коммуне Купра Мариттима с песчаными почвами (с вкраплениями гальки, мела и ила) и южной экспозицией. Казоланетти, Росси, ее родители и небольшое число работников практикуют органические методы земледелия, которые предполагают опрыскивание лоз натуральными фунгицидами и репеллентами от насекомых, такими как эфирные масла чеснока и апельсина.
Сформированные по древнему методу "альберелло", свободно стоящие лозы в зимний период подвергаются настолько основательной обрезке, что зеленые сборы уже можно не проводить — урожайность этих лоз чрезвычайно низка, особенно если сравнить цифры с максимумом, разрешенным законом аппелласьона Марке. На участках с молодыми лозами ради удержания урожайности на низком уровне Казоланетти сделал неслыханную плотность посадок, оставляя всего 50 сантиметров между лозами — до 16 тысяч растений на половину гектара!
Принимая во внимание объем производства в пределах 16 кейсов (192 бутылки) вина с акра, вы спросите — как винодельня "Оази" умудряется процветать в таких условиях? Нужно сказать, что Курни сложно отнести к дешевым винам. Цена за бутылку на рынке США стартует со 100 долларов. Помимо Курни, хозяева "Оази" в крохотном количестве производят более легкое и утонченное вино под названием Kupra/Купра, которое чем-то напоминает вина Бароло и Бургундии. Ежегодно производится всего 42 кейса (504 бутылки) этого вина, и если вы сможете его где-нибудь найти, то цена будет выше 200 долларов США.
Купра происходит с участка размером чуть больше 1 гектара, лозы тут почтенного столетнего возраста. Сорт винограда, произрастающий на данном участке, местные называют la bordo/ла бордо. Генетический анализ показал, что это гренаш, или как его называют на острове Сардиния, каннонау. Последующие исследования показали, что виноградник, скорее всего, был засажен пастухами из Сардинии, которые иммигрировали на север.
Начиная с 1999 года, когда был произведен первый винтаж Купры, Казоланетти поделился черенками лоз с этого виноградника с полудюжиной молодых виноделов, чтобы они смогли высадить свои собственные виноградники с этим редким сортом.
В подземном погребе, вырытым около 20 лет назад, Казоланетти ферментирует большую часть своих вин натуральным способом — при помощи диких дрожжей. Он использует маленькие стальные чаны без температурного контроля. Ягоды со старейшего в этом регионе виноградника монтепульчано ферментируются в конических деревянных чанах. Весь урожай, идущий на создание вина Купра, ферментируется в одном цементном яйцевидном резервуаре.
Для выдержки своих вин, а в особенности монтепульчано, склонных в некоторых случаях демонстрировать сдержанную ароматику, Марко придумал решение, которое поможет насыщать вина кислородом, но при этом не добавлять сульфиты в большом количестве, только небольшую часть перед бутилированием. Решением (которое многими собратьями Марко по натуральному виноделию приравнено к анафеме) стала выдержка вин в новых барриках из французского дуба, после которой идет выдержка в небольших дубовых бочках, производимых в тщательно отобранных французских бондарнях, раз в год все бочки заменяются на новые. Курни выдерживается минимум 21 месяц в дубе, а Купра проводит в дубе 30 месяцев. Использование 200% нового дуба позволяет Казоланетти не добавлять сульфиты во время переливки, ему не нужно проводить дезинфекцию бочек после предыдущего использования, и контакт с кислородом происходит более эффективно. Сорт монтепульчано нуждается в хорошем контакте с кислородом, чтобы стать утонченным.
Марко объясняет свое решение об использование нового дуба дважды: "Древесина более старых бочек теряет свою пористость."
К удивлению многих, вина "Оази" не демонстрируют чрезмерные дубовые ноты. По словам Марко, если бочка хорошая, то у вас не будет проблем с излишней задубленностью вина во вкусе. После обеда он открыл бутылку Курни 1999 года. Вино выглядит поразительно молодым и свежим. Сегодня это вино, как и многие ранние винтажи Курни, сложно найти даже на аукционах.
"Мы тут делаем простую работу,"— сообщает Казоланетти. Не знаю, является ли это правдой на самом деле, но они с Росси заставляют всех поверить в эту простоту.
WineStyle представляет колоритное и выразительное Курни 2013 года, которое было выпущено лимитированным тиражом 6 тысяч бутылок. Кстати, Курни — это прозвище семьи Элеоноры, на ферме которой и производится это вино:
- "Kurni", Marche Rosso IGT, 2013
- "Kurni", Marche Rosso IGT, 2013, wooden box, 1.5 л
Материал подготовлен на основе статьи Роберта Камуто/Wine Spectator.
Подготовил и перевел Илья Кузнецов.
Все права на опубликованные фотографии принадлежат их авторам. Фотографии публикуются в ознакомительных целях.
Читайте также:
Читайте другие статьи на нашем канале
https://zen.yandex.ru/id/5eb522c5ffa9981e18b58c64