Что же это за пресвитер такой? Почему его царство было так важно для крестоносцев и, косвенно, даже содействовало крестовым походам, хотя никогда не существовало?
Для начала определимся с названием: Пресви́тер Иоа́нн и царь-поп Ива́н - это один и тот же персонаж летописей, рассказов и прочей литературы древних времён.
По факту это легендарный (то есть мифический) правитель некоего могущественного христианского государства в Центральной Азии.
Если немного посмотреть на карту Азии, то становится ясно, что такого государства не существовало.
Однако кто этот царь и где его царство в каждом "свидетельстве" указываться разные. Более того, каждый "свидетель" утверждает и другу эпоху. Обычно поближе к себе.
Удивительно то, что эта вымышленная страна регулярно меняя своё место, упоминается на разных языках. Порой это оказывается реальная Эфиопия, а порой совершенно фантастическая местность.
В целом, мы можем датировать распространение этой легенды 13 веком, но не можем сказать когда же она возникла. Есть например письменные упоминания ещё из 12 века.
Первоначальную популярность она обрела среди всех народов задействованных так или иначе в крестовых походах или затронутых ими: китайцы, монголы, индийцы, перы, армяне, турки, арабы, византийцы и вообще все европейцы знали кто это такой - Царь-Поп иван и где его искать.
Откуда взялась эта легенда? Почему она более 400 лет развивалась, обрастала подробностями и проникала во все культуры?
Фактически в её основании лежит один реальный факт:
В средней Азии Христианство несторианского типа смогло распространиться между некоторыми племенами.
А поскольку в ту пору была весьма актуальна тема защиты христиан от неверных, которые их угнетают по всякому, то на эту историю нанизались мечты о христианском царстве (которое эти племена по идее построят), полном всех благ мира (не может же у христиан всё быть плохо), и о царе-священнике, который придёт на помощь.
Самое первое "местоположение" царства Иоанна было в Индии. Эти легенды выводили Царя-Пресвитера как преемника или даже наследника апостола Фомы.
В реальности ни Малабарская православная церковь ни Сиро-яковитская православная церковь не смогли создать полноценное государство и тем более не такое благостное и богатое, чтобы решив все проблемы в своём регионе идти на помощь Византии.