Во время казней жители домов на Гревской площади могли неплохо заработать. Они сдавали места у окон богатым парижанам, чтобы господа могли увидеть происходящее во всех деталях. Жестокие казни – колесование или четвертование – в XVIII веке уже редко применялись и потому пользовались особой популярностью.
Бедные люди вынуждены были просто толпиться на площади, мешая друг другу смотреть. Зато у них был шанс вынести ценный «сувенир» – горсточку праха от сожженного тела преступника. Считалось, что такой талисман помогает выигрывать в лотереи.
У парижан и без публичных казней было много развлечений. Рабочий день, конечно, продолжался от зари до зари, зато воскресенья и очень многочисленные праздники служили для потехи. Чтобы увидеть что-то интересное, достаточно было просто выйти на улицу.
Вот что наблюдала на парижской площади в 1784 году одна знатная англичанка! Сначала на площадь вышли трубочисты из Савойи и провели стихийный концерт. Потом появились люди с мячами и ракетками (значит, играли в это время не только в закрытых помещениях). После игры в теннис на площади начался… крестный ход. Это смешение религии и развлечений немало удивило гостью из Альбиона. Потом на площадь выехала дрессированная обезьяна верхом на верблюде. Потом выступил клоун с плясками и шуточными песенками, некоторые его экспромты задевали конкретных зрителей. Затем стал исполнять мелодию скрипач, он был совсем слепым… Однако больше всех чопорную англичанку поразил ее молочник, встреченный случайно в толпе. Этот бедняк надел на праздник кружева.
Так развлекался народ в воскресенье. А то о светских салонах сейчас часто пишут. Кто же расскажет о «безмолвном большинстве» людей?
Особенно веселы были праздники, связанные с королевским домом. Рождения детей в монаршей семье или браки отмечали с фейерверками, потешными боями на воде, раздачами еды и денег. Парижане любили смотреть на парад королевских войск.
По улицам водили христиан, выкупленных монахами из плена (пираты из Алжира были бичом средиземноморского мореплавания). В других шествиях участвовали парадно одетые мастера и подмастерья парижских цехов – традиция, пришедшая из Средневековья.
В балаганах показывали тропических зверей. Львами и тиграми парижан невозможно было удивить. Зато живой носорог так взволновал столицу, что вызвал даже изменения в модах. А сколько зрителей собрал морской лев! Для него сделали специальный бассейн с соленой водой.
Других, менее экзотических животных заставляли друг с другом сражаться. Чаще всего это были бойцовские доги. Изредка можно было увидеть настоящую корриду по испанскому образцу.
Конечно, развлекались и под крышей – там, где ели и пили. 500-600 ремесленников и модисток, одевшись в лучшие одежды, танцевали круговой танец в огромном зале трактира «Гран-Салон». Хозяева столичных трактиров были более известными фигурами, чем философы-просветители. Кто сейчас вспомнит о кабатчике Рампонно? А 250 лет назад он был популярнее Вольтера.
Особенной любовью парижан пользовались «генгеты» – пригородные кабачки, где можно было и потанцевать под скрипку, и выпить дешевого вина. Почему вино было дешево? Генгеты находились за таможенной границей города, где собирали ввозную пошлину.
Праздником могло стать посещение ярмарки. С ярмарок началась история «бульварных театров» для народа. К середине XVIII века эти театры обзавелись собственными помещениями. На улице Бонди был театр с фейерверками (каким-то чудом не сгорел!). В театре марионеток шли представления с 400 куклами. В театре Жана-Батиста Николе гвоздем программы была обезьяна, пародировавшая хорошо известных публике артистов.
Простые парижане отдавали дань и высокому искусству. Цены за билеты в Оперу и Комеди Франсез доходили до заоблачных высот, но самые дешевые места стоили 1 или 2 ливра: это вполне доступно и для бедняка. Вот почему в партерах стояли сплошные подмастерья. Да-да – стояли: лишь в самом конце XVIII века там появились сидения. До этого партер считался демократичной частью театра. Приличная публика сидела только в ложах.
Парижские простолюдины в королевских театрах делались не только зрителями, но и участниками представлений. Их приглашали поиграть массовку, например – солдат. Иногда это кончалось конфузом. Во время исполнения одной комедии статисты в облике солдат так вошли в роль, что подрались с актерами по-настоящему. Пришлось вызвать стражу, которая скрутила буянов прямо на сцене, очень позабавив зрителей.
Все мои статьи, связанные и историей Франции, можно найти в оглавлении журнала «Нетривиальная история».
Смотрите также: Как жили парижане в XVIII столетии: дом, мебель, быт.