Найти тему
Детство с книгой

Выдающийся врач, педагог, писатель, разделивший жизнь и смерть со своими воспитанниками. Его мудрые заповеди

Януш Корчак (1878 - 1942)
Януш Корчак (1878 - 1942)

Передо мной детская книжка с яркой обложкой "Когда я снова стану маленьким". Её автор Януш Корчак - польский педагог, врач, писатель, общественный деятель. Эта история была им написана ещё в 1925 году. И вот совсем недавно, благодаря издательству "Махаон", книга в обновлённом издании пришла к читателям. Рекомендуя её ребятам, мы - работники библиотеки - рассказываем о некоторых фактах биографии выдающегося человека Януша Корчака. Врач по профессии, педагог и писатель по призванию, он всю свою жизнь посвятил чужим детям, относясь к ним с огромной любовью и заботой. Корчак открыл в Варшаве Дом сирот, где жили, учились, воспитывались еврейские дети, оставшиеся без родителей. В 1942 году вышел приказ о депортации Дома сирот из Варшавы. Самого Януша Корчака было предложено освободить. Однако он остался вместе со своими воспитанниками, через некоторое время приняв смерть в газовой камере.

Книга Я. Корчака "Когда я снова стану маленьким"
Книга Я. Корчака "Когда я снова стану маленьким"

После услышанного в глазах читателей появляется определённый интерес. Они с удовольствием берут книгу домой: читают её, кто-то с большим удовольствием, кто-то с меньшим, некоторые говорят, что книга скучновата... На мой взгляд эта психологическая история больше подходит для чтения родителям и педагогам. Поэтому приведу всего несколько выдержек из повести "Когда я снова стану маленьким", которые, надеюсь, найдут отклик у заботливых и вдумчивых родителей и заинтересуют педагогическими идеями Корчака, коих немало и они действительно очень ценные и полезные.

Иллюстрация О. Капустиной к книге Я. Корчака "Когда я снова стану маленьким"
Иллюстрация О. Капустиной к книге Я. Корчака "Когда я снова стану маленьким"
Вы говорите: "Дети нас утомляют". Вы правы. Вы поясняете: "Надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься"
Ошибаетесь. Не от этого мы устаём. А оттого, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть.

Эта фраза представлена в начале повести как обращение к взрослому читателю.

Иллюстрация О. Капустиной к книге Я. Корчака "Когда я снова стану маленьким"
Иллюстрация О. Капустиной к книге Я. Корчака "Когда я снова стану маленьким"

Ниже будут приведены мысли главного героя - мальчика, который уже был взрослым, а теперь стал ребёнком, и понял, что дети имеют полное право на уважение и понимание.

Я понимаю, почему у детей, когда им что-нибудь одно не удастся, и другое не ладится. сразу веру в себя теряешь. А должно бы быть так: один накричит, а другой похвалит, ободрит, утешит. Да и надо ли кричать?

Ребёнок словно весна. То солнце выглянет - и тогда ясно и очень весело и красиво. То вдруг гроза - блеснёт молния и ударит гром. А взрослые словно всегда в тумане. Тоскливый туман их окружает. Ни больших радостей, ни больших печалей. Всё как-то серо и серьёзно.

Взрослые не велят драться. Они думают, что мы дерёмся ради удовольствия.
Иллюстрация О. Капустиной к книге Я. Корчака "Когда я снова стану маленьким"
Иллюстрация О. Капустиной к книге Я. Корчака "Когда я снова стану маленьким"
Вдохновение — это когда трудная работа становится вдруг легкой. И тогда очень приятно рисовать, писать, вырезать, что-нибудь мастерить. Все тогда удается, а ты даже и сам не знаешь, как ты это делаешь. Словно все само собой делается, словно кто-то за тебя работает, а ты только смотришь. А когда кончишь, удивляешься — точно это не твоя работа. И устал и доволен, что так хорошо получилось.
Когда придет вдохновение, то не замечаешь даже, что происходит вокруг.
По-моему, дети часто работают с вдохновением, только им мешают.
Например, рассказываешь что-нибудь, или читаешь, или пишешь. Или сразу понял задачу. Даже может выйти какая-нибудь ошибка, но все равно это не ошибка, или очень маленькая. А тут вдруг прервут, заставят исправить, повторить, что-нибудь еще прибавят, объяснят. И сразу все пропало. Ты злишься, тебе уже и продолжать-то не хочется, и ничего не выходит.
Когда у человека вдохновение, никто не имеет права вмешиваться. Потому что тогда он должен быть один, ничего не видеть, не слышать.

Может быть, мы потому неохотно рассказываем о чем-нибудь взрослым, что они всегда куда-то торопятся. Всегда кажется, что все это их не касается, что они просто так скажут что-нибудь, лишь бы отделаться, отвязаться поскорее. Да и правда, у них свои дела, а у нас — свои. Вот мы и стараемся всегда рассказать покороче, чтобы не забивать им голову. Будто наше дело не такое уж важное, пусть только скажут: да или нет.

Нельзя смотреть на игру свысока, мешать играющим, нельзя резко прерывать игру, навязывать неприятного товарища.

Почему взрослые не уважают детских слёз? Им кажется, что мы плачем из-за любого пустяка. Нет. Маленькие дети кричат, потому что это их единственная защита: поднимет крик - кто-нибудь да обратит внимание и придёт на помощь. Или уже с отчаянья кричат. А мы плачем редко и не о том, что самое важное. Если уж очень больно, то покажется одна слезинка, и всё. Ведь и со взрослыми так бывает, что в несчастье вдруг застынут, высохнут слёзы...

Дети - это будущие люди. Значит, они только ещё будут, значит, их как бы ещё нет. А ведь мы существуем, мы живём, чувствуем, страдаем. Наши детские годы - это годы настоящей жизни.
Памятник Янушу Корчаку в Варшаве
Памятник Янушу Корчаку в Варшаве

И в завершение ещё несколько слов: у детей так мало жизненного опыта, что их поступки бывают трудно объяснимы с позиций взрослого. А Януш Корчак мог окунуться в жизнь ребенка так, как будто снова стал им.