Еще не минуло и ста лет, как Будённовский получил свое современное название. До 1923 года он именовался Таганрогским — проспектом, а ранее улицей, и только потом получил имя красного командира Первой Конной армии Семена Михайловича Будённого, чей бюст увековечен в бронзе на пересечении проспекта с улицей Пушкинской.
Как и сегодня, в XIX-XX вв. Будённовский считался одной из центральных магистралей города. Здесь располагались доходные дома и особняки крупных купцов, конторы и склады, торговые дома и гостиницы. На Таганрогском находился разрушенный ныне доходный дом Рецкера и Хосудовского (Будённовский, 10) — самое высокое в городе на тот момент, семиэтажное здание, доходный дом и контора мельницы Супрунова (Будённовский, 35 и 33), бывший фешенебельный Палас-Отель (Будённовский 43/53), концертный зал Асмолова, в народе именуемый Асмоловский театр (Будённовский, 40), доходный дом Чирикова (Будённовский, 40) и многие другие здания, нынче признанные памятниками архитектуры.
Одину из самых роскошных особняков, где сегодня располагается отдел полиции номер 4 УВД города Ростова-на-Дону, был построен в начале XX века по заказу владельца кондитерской фабрики Владимира Чирикова. Нарядное серое здание, величественно высящееся на проспекте, имеет одну любопытную деталь. Ближе к концу строительства богатый заказчик велел установить на фасаде две колонны. Однако архитектор, Леонид Эберг, яро противился этому: колонны-де нарушат архитектурную гармонию, ведь строение спроектировано в духе Ренессанса. Тогда Чириков воскликнул: «А деньги кто тебе платит — Ренессанс или я?..». И колонны заняли свое место на фасаде. Доходный дом Чирикова считался одним из самых престижных: здесь имелись отопление, электричество, телефон и даже лифт. Квартиры здесь также были роскошными — не меньше 4 комнат. Понятно, что и аренда стоила соответственно. Тем более печальная судьба ждала особняк. В начале 1920-х, здание национализировали, оставив на нижнем этаже магазины, в одном из которых вскоре случился пожар. Говорят, помещение подожгли сами сотрудники, чтобы скрыть огромные недостачи, но огонь оказался столь силен, что дом выгорел почти дотла. Позже фасад его был восстановлен, однако ничего из внутреннего убранства сохранить не удалось...
Огонь уничтожил и еще одно прекрасное здание — Асмоловский театр, построенный еще в начале 1880-х гг. Прихотливо украшенный многочисленными кокошниками, розетками, вставками, увенчанный двумя декоративными шатровыми башнями, театр был самым красивым и самым вместительным — шутка ли, целых тысячу мест! — в городе и буквально взрастил театральную публику Ростова. Здесь была поставлена почти вся русская классика, да и сам «табачный король» Владимир Асмолов просто обожал свое детище! Счастливая пора закончилась с приходом революции: в 1918 году решением казачьего круга театр упразднили — «за ненадобностью». А когда возродили в 1920-м, в здании случился страшнейший пожар... Привыкшие к театральной жизни ростовчане затосковали и, наконец, в 1928 году было решено построить «преемника» — будущий театр им. М. Горького.
Любопытно, что после пожара в Асмоловском театре труппа перешла в находившийся неподалёку театр-цирк купцов Машонкиных, деревянный летний театр и кафе-шантан «Буфф», тот самый, на месте которого затем появится Ростовский государственный цирк с красивейшим фронтоном на фасаде: квадригой — античной колесницей с четвёркой лошадей.
А чуть ниже цирка, всего в нескольких метрах, находится здание, в котором в прошлом располагалась самая шикарная гостиница города, где некогда останавливался сам государь Николай II с семьёй, Палас-отель. Великолепный фонтан в центре столового зала, оркестровую раковину, внушительный восьмиметровый аквариум с живой рыбой сегодня заменили строгие кабинеты и залы, к зданию пристроили два этажа, но оно все так же гордо возвышается среди прочих на проспекте и помнит богатых постояльцев, именитых офицеров, руководителей революционного движения, заседавших в этих стенах...
Переходим красивейшую прогулочную улицу Пушкинскую — в этом месте по ней проложена автомобильная полоса — и перед нами предстаёт добротный особняк, а прямо перед ним — скульптура «Горожанина». Бронзовый ростовчанин XX века смотрит на доходный дом крупного промышленника И. А. Супрунова по адресу Будённовский, 35. Иван Александрович был одним из богатейших людей города, владел зерновыми складами, конным заводом и известной всей Европе мукомольней, где производилась мука «нулевого», лучшего сорта. И именно он послужил прототипом памятнику. С ним, с Супруновым, связана городская легенда об «итальянском» доме, который купец якобы вывез из Неаполя и установил на Пушкинской. Но в 1920-х счастливая жизнь Супруновых оборвалась, особняк опустел, а сам хозяин стал жертвой красного террора — не спасло даже личное знакомство с Будённым... Что до здания, ему повезло куда больше. В 2010-х гг. были проведены реставрационные работы, и дому вернули практически первоначальный вид.
Что ж, идём дальше. И непременно через подземный переход — один из тех, где находятся знаменитые плиточные мозаики. Будённовскому повезло — таких примечательных переходов тут два: через ул. Б. Садовую и ул. Московскую, в районе Центрального рынка. В первом можно увидеть уникальные мозаичные картины, посвящённые Великой Отечественной войне, во втором — героев произведений М. А. Шолохова и сцены из жизни Донского края. Кстати, будет время, загляните и на Центральный рынок — обилие овощей, ягод и фруктов, изображённых на панно, там можно увидеть вживую (и, конечно, попробовать).
Стоит прогуляться по проспекту до конца — до самого низа. Преодолев крутой спуск, вы будете вознаграждены: отсюда, по большому счету, начинается прекраснейшая ростовская Набережная, здесь отличный вид на Левый берег и новый стадион «Ростов Арена», буквально в двух шагах — причал, с которого отправляются прогулочные теплоходы по Дону. Да и вообще, именно здесь, глядя на неспешные воды реки, приятно посидеть в теньке в летний зной, обдумать увиденное и помечтать.