Найти тему
Аутизм и школа

Аутизм. Учимся читать. Игровой букварь Т.Г. Ильиной для детей с речевыми нарушениями.

Из череды всего того бесконечного потока материала, который мы изучали в попытках научить Гришу читать, яркой незабываемой звёздочкой горит вот этот букварь.

Он создан специально для детей с проблемами речи. И выстроен таким образом, что обучение буквам идёт через звуки, через работу со слухом. Даже сама обложка демонстрирует суть букваря.

И я даже такое фото сделала, когда Гриша мне рассказывал на какой звук начинается каждый персонаж на обложке.

-2

То есть слово БУКВАРЬ, оказывается, может состоять из Барана, Утки, Кролика, Воробья, Аиста и Ромашки. Это был очень важный этап для Гриши. Анализ звуков слова. Умения анализировать то, что ты слышишь.

В букваре ребёнка учат определять мягкость, твёрдость звука. Учат искать звук в слове, его место: в начале, в конце, в середине. Учат слышать количество звуков. И вообще там много именно игр на слух. Но учат не так как в школе. Вот мягкие звуки, а вот твёрдые. Запомни. В этом букваре учат всему в игровой форме. Ребёнок должен именно слышать разницу.

Вот пример страницы из второй главы. Просто игры и разнообразные задания. А не только посмотри, запомни, прочитай. Как, например, у той же Жуковой.

-3

Единственное, к нему придётся сделать дополнительный материал. Буквы, и звуки, жетоны и схемы предложения. Это очень важно. В случае с Гришей, ему очень помогал тот факт, что сосредотачиваться надо было не только на странице, но можно было что-то держать в руках, манипулировать предметами.

Так было у нас.
Так было у нас.

Уточнение. К моменту работы над этим букварём (октябрь 2019) Гриша знал все буквы, умел читать глобально. Прочёл букварь Жуковой и кучу всего другого. Мог прочесть любые короткие стихи.

Но оставалась неразрешимая проблема — перебор букв. На этом видео видно, как это выглядит.

Гриша видит букву и не называет её, а предлагает все возможные варианты. Это не потому что он не знает букв. Нет, к сожалению. Это потому что он не может целенаправленно по собственному желанию выстроить нужную артикуляционную позицию звука. Но в видео только две буквы. Б и П.

А представьте, когда перед ним текст со всеми буквами. Читать с такой проблемой не возможно.

Как всем, кто читает этот канал, очевидно, что и здесь, в чтении, была проблема артикуляционной диспраксии. Но я этого не знала тогда. И бесконечные полтора года искала решение проблемы с чтением. И не могла найти.

Но думаю, в этих бесплодный попытках научить не говорящего ребёнка читать, я научила его говорить.

Театр абсурда.

Хотя…

Итак, букварь.

Вот этот букварь очень хороший. Он не решил проблему с диспраксией. Решается она иначе. Гриша не начал читать всё подряд после этой книги. Но я уверена, что упражнения из него очень помогли улучшить фонематический слух. И как следствие, улучшил и ускорил развитие речи.

------------------------------

Лайфхак или совет (по старому). С материалом, который очень сложно даётся Грише, я работаю таким образом.

Возьмём этот букварь. Там всё по главам. Главы маленькие — минут на пять каждая.

  • В первое занятие берём 1 главу.
  • Во второе - 1, 2.
  • Третье - 1, 2, 3
  • Четвёртое - 1, 2, 3, 4
  • Пятое - 1, 2, 3, 4, 5
  • Шестое - 2, 3, 4, 5, 6
  • Седьмое - 3, 4, 5, 6, 7

И так далее. Таким образом, ребёнок над каждой главой поработает 5 занятий. Если нужно больше, повторяйте больше. И вообще, в игры из этого букваря мы играли на улице и в быту.

- Гриша, а на какой звук Ворона начинается?

- А какой звук последний в слове коТ?

На такие вопросы он хорошо научился отвечать именно после этого букваря. А раз отвечал, значит, слышал, анализировал.

Важно помнить о том методе обучения тяжёлых детей, который я описывала в статье об артикуляционной гимнастике: первый этап — привыкание, и только потом фокус на обучении.

С букварём всё то же самое. Аккуратно, осторожно, не надо требовать выполнения всего чётко, надо подсказывать, играть вместе, радоваться нахождению звука.

Помните, ребёнку очень тяжело. Если у него проблемы со слухом, о которых вы даже не догадываетесь, то работа над этим пособием, будет сложной для него, но очень полезной.

И уверена, что заниматься по нему можно и с не говорящими, но понимающими обращённую речь, детьми. С целью улучшить прежде всего слух.

-----------------------------

Ещё момент.

К сожалению, книгу плохо сделали. Текст и картинки хорошие. Но там какой-то идиотский переплёт, который не даёт книге раскрываться нормально. Думаю, это с целью экономии средств.

Работу с ребёнком это усложняет. Но вообще книгу (какое кощунство) можно разрезать, или сильно загнуть, чтобы она не закрывалась.

Просто будьте готовы к такому неудобству.

Надеюсь, кому-то пригодится наш скромный опыт.

П.С. Мы покупали книгу в Лабиринте. Сейчас, я посмотрела, её там нет.

П.С. 2. Откопала видео ноября 2019 года.

Можно посмотреть, как это проходило у нас.

Смотрю и не верю, что я вот так могла проводить занятия и хотеть какого-то результата. Но, что есть то есть.

Зато, если вы вдруг думаете, что не справитесь, можно убедиться, что всё приходит с опытом. А начинать надо с того, что есть.

Не умеете проводить занятия, без разницы, начинайте. В процессе, если будите наблюдать и анализировать, поймёте, как надо.

Как видно из этого видео, учитель (я) абсолютно не подготовлен, что-то там читает в букваре, тормозит, заговаривается. Не боится потерять внимание ребёнка, не умеет держать это самое внимание.

Тем не менее, даже вот так, мы занимались.

При том что, как видно для людей, смотревших все видео на канале, Гриша был совсем в другом состоянии нежели сейчас.

И всё равно мы работали))

Удачи и терпения вам!

-5