Послушаем несколько мнений.
Scott Berry, «бывший верующий».
Я не знаю, что сложного в этом вопросе. Относитесь к другим хорошо, причиняйте меньше вреда, помогайте другим. Это так просто, что понятно даже трёхлетнему ребёнку.
Чисто практически, что же я вижу? В социальных сетях у меня есть довольно много друзей, чьи религиозные убеждения мне известны. Больше всего христиан и атеистов, так что давайте поговорим о них.
Когда кто-то постит что-то позитивное, возвышенное, о работе на благо социальной справедливости, о помощи людям и подобное, это могут быть как верующие, так и атеисты. Есть небольшая корреляция: эти сообщения чаще будут от атеистов, чем от христиан. Хотя, эта корреляция достаточно слаба.
Но как насчёт того, когда я вижу, что кто-то публикует что-то ужасное? Что-нибудь фанатичное или откровенно ненормальное? Например, посты в поддержку пыток, запрета однополых браков, в поддержку священников-педофилов с идеей о том, что, возможно, в этом виноваты их жертвы... Что-нибудь расистское, в поддержку того, когда детей забирают из их семей на границе и так далее? Авторы этих постов, все без исключения — христиане. Не большинство, а просто каждый.
Я знаю, что мой размер выборки невелик и недостаточно репрезентативен. Но я вижу результат.
Всё это становится ещё хуже, когда речь заходит о религии. Христиане постоянно пытаются доказать, что, возможно, рабство — это нормально, массовое убийство иногда оправдано, и так далее.
Это действительно стыдно...
Chris Collinson
Мораль — обязательный аспект любого цивилизованного общества.
Если вам нужна специальная книга, чтобы объяснять, что правильно или неправильно, у вас есть более серьёзные проблемы, чем вера.
Цивилизации и народы на протяжении всей своей истории и во всём мире опирались на одно и то же основное сознание морали. Подавляющее большинство из них не верили в христианского бога.
Если две различные религиозные группы одновременно называют себя «добрыми», а своих противников — «злыми», кто из них злой? Обе их священные книги говорят, что только они добры. Обе книги говорят, что только их бог единственно истинный, а все неверующие в этого бога — зло. Одновременно они не могут быть правыми. Как же они оправдывают свою совесть, чтобы отличать добро от зла?
Если один не знает бога другого, неужели у него не может быть совести или морали?
Мораль — это двоякое понятие. Некоторые аспекты морали являются социальными конструктами, которые могут отличаться от культуры к культуре, от религии к религии и так далее. Другие аспекты морали — то, что можно назвать «моралью базового уровня» — являются неотъемлемой частью социальной эволюции человечества.
Steven Smith, «библиотекарь».
Если бы вы не думали, что существует всемогущее всевидящее существо, которое следит за каждым вашим шагом, вы бы пошли и начали убивать младенцев? Воровать еду у сирот? Вы бы начали нападать на всех встречных, кто вам не слишком нравится?
Я надеюсь, что нет, потому что такое поведение сделало бы вас социопатом. Забудьте даже о социальных последствиях такого поведения (остракизм или тюремное заключение). Вы бы начали совершать преступления только из уверенности, что вас не поймают за этим занятием?
Я бы не стал, потому что у меня есть нечто, называемое эмпатией. Мне неприятно представлять, как я поступаю плохо с кем-то другим. Это потому, что я знаю, как будет плохо, если кто-то сделает это со мной.
Эмпатия, очевидно, очень полезна с эволюционной точки зрения. «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы они поступали с тобой». Фразы, подобные этой, существовали во всех религиях и культурах, задолго до христианства.
Неужели это исключительно библейская заповедь? Ни в коем случае. Это часть естественного человеческого состояния.
Моя врожденная эмпатия мешает мне даже говорить вещи, которые могут причинить боль людям. Если бы понятия бога не существовало, я вёл бы себя точно так же.