Читала в литературе про совершенно фантастические вещи, в которые трудно поверить.
Так, описывается, как в одном опыте участвовали два комнатных цветка и пятepo студентов. Бросили жребий – кто должен будет вырвать с корнем и сломать один из цветков. По одному входили они в комнату, где находились два цветка. Один цветок был вскоре уничтожен. Единственным свидетелем “убийства” являлся второй цветок. К нему подключили датчики, и те же пятеро снова один за другим стали проходить перед ним. Когда приблизился “убийца”, самописец взметнулся вверх... Цветок узнал “злодея”.
Растение определяет “убийцу”, даже если тот совершил свое злое дело и не в его присутствии. Из большой группы людей цветок определял во время опыта тех, кто недавно косил траву или срубил дерево...
Провели и такой эксперимент: один сотрудник лаборатории ежедневно поливал цветок герани, взрыхлял вокруг него землю, протирал листочки. Другой же, наоборот, с угрюмым видом причинял цветку всяческий вред: ломал ветки, колол иголкою листья, жег их огнем. Стоило ему войти в комнату, как герань тут же опознавала его: самописец начинал чертить яростные пики. Если же входил “благожелатель”, пики сразу сменялись прямой линией: тревога и страх отступали — “благожелатель” оградит, защитит от “злодея”.
Можно предположить, что понимание защиты присуще растению не меньше, чем понимание опасности и угрозы. Американский ботаник-селекционер Лютер Бербанк доказал это многократно, выводя новые сорта самых разных растений. Когда он создавал новый сорт неколючего кактуса, то каждый день подолгу беседовал с побегами, говорил им: “Колючки не нужны вам. Бояться вам нечего. Я защищу вас”. И сорт, известный до этого своими шипами, стал расти без шипов, и передал это свойство потомкам!
Факт, безусловно, фантастичен, но от этого он не перестает быть фактом. Бербанк вывел также разные виды цветов и деревьев, новый сорт картофеля, скороспелые сливы. И всего этого он добивался, разговаривая с побегами, общаясь с ними, как с существами осмысленными и разумными.
Растения реагируют и на угрозу, сделанную тоже в словесной форме.
Знакомый рассказал мне про такой случай: «Мой приятель, инженер, человек уважаемый, у которого был я как-то в Сухуми, показал мне в своем саду большой мандариновый куст, сплошь покрытый плодами.
— Пять лет подряд он даже не цвел,— пояснил он.— Я все терпел, ждал. В прошлом году рассердился и сказал: «Ты что, негодяй, издеваешься надо мной? Осенью срублю и посажу на твоем месте другой!» Видишь, послушался».
Этот прием мы знаем от наших отцов и дедов. Важно при этом сдержать угрозу. Действительно срубить куст или дерево, если оно не опомнится.
Трудно сказать, что воспринимает растение – значение обращенных к нему слов или некий смысл, который лежит вне словесной формы. Исследователи и практики получают положительные результаты, просто разговаривая с растениями, хваля и одобряя их, после чего те растут быстрее, выше других, контрольных.
Некоторых людей растения вообще и чувствуют, и “слушаются” больше, чем остальных. Садоводам знакомо это давно. У таких людей приживается каждый саженец, каждая прививка дает побег. Эта отзывчивость, этот резонанс растения ничуть не зависит от такого качества, как опыт или знания самого человека. Просто кому-то дано нечто, а кому-то – нет. В Англии и США о таких говорят: “У него зеленый палец”. В русском журнале “Наука и жизнь” за 1895 год было опубликовано такое сообщение: “Индийский фокусник обещал показать быстрое вырастание растения из зерна в присутствии генерала и офицеров. Все расположились на открытой веранде, где уселся и жонглер со своим помощником. Веранда была вымощена асфальтом. Он высыпал на асфальт небольшую кучку свежей земли, вынул манговое зерно, показал его всем присутствующим и на их же глазах посадил его в землю, которую после этого прикрыл шелковым платком. Его помощник взял особый инструмент, сделанный из тыквы, и начал извлекать из него странные звуки, а сам жонглер в это время читал какие-то заклинания. Через короткое время он поднял платок, и присутствующие увидели, что зерно пустило ростки. Жонглер опять прикрыл все платком, и снова началась жалобная музыка и заклинания. Когда платок был во второй раз поднят, на отростке были уже листья, и так повторялось несколько раз. В конце концов, к общему изумлению, под платком оказалось маленькое деревце, вполне развившееся. Когда зрители пожелали подробно исследовать растение, то оказалось, что вся земля была пронизана множеством корешков, так что растение было совершенно здоровое и нормальное”. В России и в наше время некоторые крестьяне осеняют семена крестным знамением, читают молитву. Они делают это, следуя обычаю предков.
Татьяна Ярцева – с любовью к родной природе