— На твой взгляд, интернет как-то влияет на нашу психологию, на психологию современных людей?
— Еще как! Я думаю, что интернет буквально за два последних десятилетия сделал так, что люди, выросшие в прямом смысле в нем, сильно, очень сильно отличаются от людей «старой закалки».
— А в чем отличия?
— Давай по порядку.
Во-первых, интернет изменил сам взгляд на информацию. Раньше информация была чем-то, что нужно искать. А сейчас информация – это то, что само лезет в уши и в глаза, споря за наше внимание. Что нужно было раньше сделать, чтобы выудить хоть крупицы полезной информации по интересной теме? – Нужно было идти в библиотеку, нужно было искать обрывки и фрагменты в журналах и подшивках, нужно было ловить каждое слово из радио и телевизора, чтобы вдруг однажды поймать крупицы того, что тебе правда интересно. А что сейчас? – Сейчас нужно лишь вбить нужный запрос в поисковую строку – и ты ныряешь в информационный поток. А если ты владеешь хотя бы английским, то поток информации по интересующей тебя теме становится таким плотным, что только успевай отфильтровывать лишнее.
— И на что, по-твоему, эта смена недоступности информации на доступность повлияла?
— С одной стороны, мы начали меньше ценить саму информацию как таковую: она валяется буквально под ногами. С другой стороны, у людей, активно и осознанно пользующихся информационными ресурсами, хорошо оттачивается критическое мышление: ведь среди источников и файлов есть как дельные, так и мусорные, и их нужно отделять друг от друга, сопоставлять, сравнивать. Ты заметил, что молодое поколение, не смотря на свою молодость, гораздо меньше старших людей клюет на разные фейки и подставы? Это потому, что они привыкли сверять данные из разных источников. Согласись, это полезная привычка: услышав что-то о каком-то человеке, пойти и проверить, в том числе и у первоисточника, а какие еще есть версии произошедшего. И это круто: сознанием таких людей манипулировать уже сложнее. Они же перепроверят :)
— Да, соглашусь. А что еще ты заметил из влияния интернета?
— Я вижу, что растет проактивность. Поясню. Помнишь, как мы раньше смотрели телевизор? Помнишь, как искали что-то интересное в программе телепередач и потом не могли отойти от экрана, потому что пропустишь – и это потом взад не вернешь?
— Конечно, помню. Мы еще в телепрограмме, которая печаталась в газетах, обводили ручкой разные фильмы и мультфильмы, чтобы не пропустить.
— Да, и если шел какой-то мультфильм или интересный фильм – улицы буквально пустели, потому что все были прикованы к телеэкранам. И слово «прикованы» здесь не в переносном значении: ну, куда ты уйдешь от телика, если тут показывают что-то, что ты потом еще долго не увидишь? Так вот, сейчас – всё не так. Я и за собой замечаю, как перестроились мои привычки потребления контента. Я уже не могу смотреть телевизор (не смотрю его уже как минимум 18 лет), потому что принцип «вот мы тебе показываем что-то, и ты смотри что дают» для меня уже противен. Я уже успел привыкнуть смотреть то, что хочу я, и тогда, когда я этого хочу. Никакой рекламы, могу поставить на паузу когда захочу, могу перемотать или переключиться на другое. И просто огромный, огромный выбор. Могу почитать, могу послушать, могу посмотреть видео. Выбор тем, выбор форматов, выбор операторов контента, можно выбрать просмотр в оригинале или с озвучкой. В общем, я привык к выбору. И я уже привык к тому, что это я выбираю контент, а не контент меня. Да, безусловно, изо всех щелей лезет реклама и все поставщики контента пытаются выиграть в конкурентной борьбе за мое внимание. Но с этим мне справляться легче и приятнее, чем с потоковым эфиром, в котором идет то, что я не заказывал, и перемежается рекламой того, что мне нафиг не нужно.
Соответственно, современное поколение, которое привыкло к этому так же, как и я, оно как раз растет в позиции «я выбираю то, что хочу». И когда этому поколению пытаются навязать что-то «мусорное», да еще в стиле «вот мы за вас выбрали – кушайте что дают» — у нового поколения это вызывает поначалу смех, а потом, если пытаются всучить слишком настойчиво, вызывает и откровенную агрессию.
— Да, тоже это замечаю: новое поколение более самостоятельно в плане выбора и более разборчиво. Просто так фигню не всучишь. А есть что-то еще из изменений, которые ты связываешь с интернетом?
— Да, есть еще одно важное изменение: снижение агрессии на фоне увеличения прозрачности всех и вся.
— А разве агрессия снижается? Такое ощущение, что тролли всех мастей только продолжают размножаться и в интернете постоянный срач. Разве не так?
— Да, из-за всеохватной информационной прозрачности на поверхность всплывает всё: и качественное, мирное общение, и срачи всех мастей. Но если посмотреть на статистические данные социологов, уровень агрессии в мире в целом – идет на спад. И это очень круто! Я думаю, что информационная открытость здесь сыграла не последнюю роль. Раньше легко было представить человека, живущего где-то там далеко, каким-нибудь диковинным монстром. Чем, кстати, политики и пользовались, рассказывая американцам про «ужасных русских», а россиянам – про «кровожадных американцев». Сейчас эти попытки создать чудо-юдо-врага натыкаются на простую возможность всё перепроверить: я ведь в любой момент могу пообщаться по скайпу с друзьями из США, могу в любой момент посмотреть, что показывают по американским новостным каналам или что пишут в американской прессе. И вот эта возможность всё быстро проверить и сравнить с другими источниками – она буквально обезоруживает любую попытку нас друг с другом стравить. И я этому очень рад. Кстати, на разные информационные вбросы как раз-таки легче всего реагируют представители старшего поколения: видимо, привычка «верить телику» еще в них жива, и каждый убедительно поданный сюжет, особенно «от лица официальных СМИ», вызывает в них священный трепет и желание сразу же поверить в «достоверную информацию». Молодое поколение к авторитетам равнодушно, и поэтому любой острый сюжет тут же вызывает желание его перепроверить. Что они успешно и делают.
В общем, благодаря интернету формируется новый человек. У него есть и свои плюсы, и свои минусы. Но то, что новый человек уже не откажется от привычного информационного поля и привычного способа общения со всем миром – это точно :)