Построение образовательной и профессиональной траектории не может происходить без понимания процессов, происходящих на рынке обучения и трудоустройства. И сегодня я хочу поднять вопрос рынка высшего образования. Какие тренды намечаются? На что ориентироваться при выборе ВУЗа?
Мировая борьба за лучшие умы
Физические границы для умных и способных давно перестали существовать. Если вы мотивированы, активны, образованы, хорошо подготовлены – вам открыты двери любого университета мира.
Массовизация образования
Если 40 лет назад высшее образование было прерогативой «элиты», то сейчас это практически обязательство. Но обязательство «ложное». За рубежом уже уходят от концепции обязательного высшего образования. В нашей же стране этот тренд еще активно «живет и развивается». Бывает и так, что в описании требований к самой низкоквалифицированной вакансии можно встретить "обязательно высшее образование", И это совсем нехорошо. Скорее отражение уровня и ценности высшего образования в нашей стране.
Индивидуализация
Этот тренд кардинальным образом меняет систему высшего образования в нашей стране. Суть тренда состоит в том, что при поступлении вы формируете свой собственный, индивидуальный учебный план и он может совсем не совпадать с планом вашего сокурсника. Вы проходите его в своем темпе, в соответствии со своими задачами, способностями, интересами. Это тренд основывается на позиции "все люди разные". У каждого свой темп и свои возможности.
Цифровизация и цифровая трансформация
Здесь, наверное, нет смысла останавливаться. В моем ВУЗе преподаватель по анатомии "диктовал нам учебник". Потому что он был один. И это совсем не о материально-технической базе. Это как раз о возможностях и способности ВУЗа использовать последние технологии в организации процесса обучения. Недавний карантин наглядно продемонстрировал уровень цифровизации многих учебных заведений. Тем не менее, при выборе ВУЗа уделите изучению этого момента больше времени.
Сетевизация и платформизация исследований
Суть тренда в том, что ваш учебный план «обслуживает» не один университет, а несколько. Вы обучаетесь вместе с партнерами учебного заведения: исследовательскими институтами, тренинговыми центрами, работодателями…
Повышение мобильности студентов и преподавателей-исследователей
Программ обменов преподаватель и студентов – миллион. Как краткосрочных, так и долгосрочных. Возможность для студентов пройти стажировку в другом городе, другой стране, возможность для преподавателя обменяться опытом и знаниями с коллегами другого государства - показатель мобильности, открытости учебного заведения.
Рост объемов экспорта образования
Несмотря на пандемию и ограниченную физическую мобильность, университеты находят возможности привлекать к обучению иностранных студентов, в том числе он-лайн.
Национальные инициативы превосходства
Это национальные программы и проекты по развитию образования. И участие университета в таких программах является очень хорошим показателем для учебного заведения. В России это программа "5-100", "Экспорт образования" и другие.
P.S. Многие возразят «куда нам до мировых трендов». Но! Процессы глобализации никто не отменял. То, что происходит в мире, влияет и на наше высшие образование. Кроме того, соответствие мировым трендом – один из показателей эффективности ВУЗа. Поэтому берите на заметку.
А всем ли нужно высшее образование?? Как думаете?
Своё мнение расскажу в одной из следующих статей.