Мне показалось, эта история даже не столько про английский, сколько про эмпатию и искренний интерес человека к человеку.
У Леши своя школа иностранных языков OSCAR SCHOOL, талант увлечь, замотивировать учеников и усыпить всех ваших строгих и кричащих Марьиванн, живущих теперь в роли внутреннего критика.
- Леша, расскажи о принципах своего авторского подхода.
- У меня нет учебников. Нет, в самом начале я работал, как все, по определенному шаблону, с учебниками типа New English File, Оксфордскими или Кембриджскими. Я попробовал и понял, что мне это неинтересно и такие занятия становятся скучным.
Я долго собирал интересные материалы, так, чтобы, когда мы с тобой обсуждали еду и ты мне сказала, что вегетарианка, у меня был бы подходящий текст для тебя. И тебе это понравится, потому что есть такой запрос. Чем больше у меня было людей, тем больше я собирал тех вещей, которые их интересуют, и я старался собрать такую базу, чтобы быть ко всему готовым. Таким образом я уходил от учебников и шел к человеку, создав среду, в которой будет увлекательно.
Или вот, любой учитель считает своим долгом показать, как проходит урок: бумажечки размером с палец с распечатанными словами шрифтом calabria 11 курсивом, которые ученику нужно соотнести. Бумажечки эти вырезаны волной, выглядят неопрятно и никакого отношения к учебному процессу не имеют. Зачем? Еще это же не эстетично! Смотришь, иной раз это черно-белые распечатки в плохом качестве с дурными картинками. Я считаю, когда красиво, это тоже способствует обучению.
И меня бесит, когда на занятиях выполняют те вещи, которые ученик может сделать дома сам. На занятии не нужно делать упражнения. Я дам его на дом и пришлю ответы для проверки себя. Преподаватель нужен для другого! Меня, конечно, сильно злит, что люди выбирают такие услуги. Когда я вижу в «Инстаграме» сториз или фотографии с подобных занятий, хочется объяснить людям, что они заслуживают лучшего. И речь не обязательно обо мне и моей школе.
- Первое - уход от учебника. Дальше?
Здесь, наверное, надо рассказать про мой бекграунд. Когда мне было 16, я принимал участие в программе по обмену и уехал на год учиться в Италию. Итальянского я не знал, учил его сам, и знания эти были несистематизированные. За счет носителей я научился говорить, но не разбирался в грамматике с точки зрения методики и многих правил объяснить не мог. Когда я понял, что хочу заниматься языком, то поступил на переводческий факультет и, конечно, это меня сформировало, потому что там очень высокие требования и во многом авторитарные преподаватели, которые готовы унижать за то, что ты не знаешь, условно, "Пакт о ненападении". Так как мы должны были быть способны перевести любую тему, меня могли спросить, как будет "нужно поменять подшипник", и я по умолчанию должен знать слово "подшипник", а если я чего-то не знал или не соответствовал, то, конечно, я подвергался давлению. Думаю, каждый, когда изучал язык, особенно в группе, понимает, как неудобно, когда над тобой смеются или когда у тебя что-то не так с произношением, словарем, темпом речи. В общем, когда ты не соответствуешь чему-то, то, естественно, очень трудно раскрепоститься и начать говорить.
- Именно так ты понял, как никогда не будет с твоими учениками?
Так я понял, чего не хватает клиентам для того, чтобы заговорить. Я не помню, в какой это момент произошло, но я стал закрывать глаза на их ошибки и им об этом сообщать. То есть я говорю: "Сегодня мне важно, чтобы ты знал Present Simple и окончание во множественном числе, а все остальное меня не волнует". Ты знаешь две темы, я спрашиваю только их, и ты понимаешь: "Да я в этом уже королева!". Все хорошо, ты уверена в себе, и тогда я добавляю новую тему. Когда человек уже не боится что-то сказать, когда он мне доверяет, у нас возникает контакт. Со мной нестрашно, со мной безопасно, и мы можем работать наиболее продуктивно. Ты сама от себя не ждешь, что ты будешь идеальной, и, самое главное, я от тебя этого тоже не жду.
И еще мне важно показать свои слабости, а у меня их масса. С каждым годом мне вообще кажется, что я становлюсь менее компетентным за счет того, что я узнаю еще больше и больше. Иногда я такой: «Ой, а раньше я этого не знал. Оказывается, я не так хорош, как казалось!» У меня, например, нет такой хорошей базы английского из университета. Некоторые из моих бывших сотрудников гораздо лучше говорят на английском, чем я. Кто-то был в Штатах, а я - нет. Некоторые инстаграм-блогеры так уверенно рассказывают о сленге, настолько быстро говорят, что мне даже неловко за свой английский. Я в эти моменты не очень уверен в себе. Я переживаю так же, как студенты волнуются на занятиях.
Но когда это проходит, я вспоминаю, что тем не менее я оказываю хорошую услугу. Делаю это, как правило, успешно, и большинство клиентов в итоге достигают поставленных целей. Но когда что-то не получается, снова могут начаться терзания.
Вообще, английский - мой третий иностранный язык. Первый - итальянский, немецкий я изучал как основной, и уже третий - это английский. У меня был навык перевода на английском. Он очень хорошо развит. Но в какой-то момент, когда мне нужно было просто подготовить речь от себя, я вдруг понял, что не могу, потому что нет человека, слова которого мне нужно перевести. Если кто-то за меня озвучит, я оп! - и подстроюсь, и найду нужные слова, что-то сглажу, и все будет хорошо. А когда я сам по себе и никто мне говорит, куда идти, все зависит только от меня... это оказалось тяжеловато. Я закончил институт и, когда принял решение преподавать, а не только переводить, начал с нуля изучать английский. Я сел, открыл правила чтения, "открытые и закрытые слоги" и т.д., потому что я сам себе не мог объяснить, почему здесь окончание «s», почему слово читается так и в чем разница между одним и вторым. Я мог говорить грамотно, но не понимать почему. Тут я стал разбираться, и моей задачей было как можно проще самому себе это объяснить. Двумя словами, а не целыми страницами теории. Первое время, если вдруг я не знал какого-то слова, я думал, что облажался, не справился и "все, конец", и самооценка падала. А потом ко мне пришло понимание, и я стал себе говорить: "Ничего, это нестрашно" - и то же самое стал транслировать ученику. И тогда я заметил, как люди начинают раскрываться. Я не жду, что они не будут ошибаться, а они - что я буду кричать.
У меня и сейчас есть такая ученица, подросток, которая постоянно ждет, что я ей что-то плохое скажу, накажу или закричу. То есть у ее есть негативный опыт, и она подсознательно ждет такого поведения от меня. И она обесценивает весь свой прогресс. Мне так горького от этого. Кто-то из учителей ей попался и такое сотворил.
- А ты думаешь, это именно учителя? Это не история из семьи?
К счастью, есть возможность общаться с родителями. Нет, это именно школа. У всех был в жизни преподаватель, который унижал. Ну, или одноклассники. У меня плохое произношение на английском. Я никогда, например, не буду с английским языком работать на радио, и я помню, как смеялись надо мной в институте. Но я это принял, как принял другие свои изъяны.
Мне меньше всего хочется, чтобы мои ученики такое проходили. Когда я работаю с ребенком или подростком и когда родители на него давят и ждут высоких оценок, а у него ком в горле и ощущение, что сейчас расплачется, мне так от этого грустно. Вот даже сейчас, когда говорю об этом, у меня дрожь по телу. И мне хочется родителям ученика сказать: «Пап, мам, ребёнок раскрепостится и будет намного лучше учиться, если от него не ждать результата». Но не все готовы это принять. Меня это сильно задевает.
-Да. Ужасно, когда родители проецируют свои ожидания на ребёнка, но если взглянуть на это со взрослой зрелой позиции, то понятно, что они хотят лучшего, хотят, чтобы их малыш был максимально адаптирован к этому миру, среде, чтобы смог в неё встроиться, и поэтому навязывают то, что считают нужным. То есть изначально посыл у этого как бы с заботой и благими намерениями, но вот то, что из этого иногда выходит, просто кошмар.
Родители всегда хотят лучшего. И оценки - это видимая часть. Всегда можно сказать: «Он отличник, у него пять», но что за этим кроется...?
Ты сказала, что у меня психологический подход. А я сейчас как раз прохожу обучение на психотерапевта. И вот недавно я был на групповой терапии и видел, как сильно могут переживать люди из-за того, что они не могут соответствовать тем ожиданиям, которые на них навешаны. Кто-то плачет.
Да, хорошо, если ребёнок отличник и у него все получается, но надо понимать, как ему бывает сложно, когда он ошибается и когда он неидеален. Мне со временем стал интереснее не язык, а собеседник.
- Расскажи, как ты вообще решил пойти учиться на психотерапевта? Для чего тебе это?
В какой-то момент мне показалось, чтобы совершить качественный скачок в преподавании, мне нужно иметь больше знаний в области психологии и понимать причину страхов разных людей, находить к ним ключик. Ведь с точки зрения теории объяснения одни и те же и можно в принципе учиться, просто смотря видео в «Инстаграме» или читая сотни похожих друг на друга источников. А подобрать к человеку слова, которые его успокоят, расслабят и дадут нужную мотивацию, гораздо сложнее. И в этот момент я задумался: "А может быть, мне пойти на какие-то курсы или получить дополнительное образование?". А потом я обнаружил, что несколько из моих клиентов находятся в психотерапии, и они мне дали очень полезные рекомендации. Так я принял решение учиться гештальт-терапии и начал обучение в МИГТиК. Первоначально цель была исключительно профессиональная: я хотел связать преподавание и психологию. Но после того как у меня самого началась психотерапия, я вдруг понял, что мне как специалисту, работающему с людьми, в принципе необходим этот опыт, и меня это как профессионала раскрыло. Мне это позволило развивать иные отношения с клиентами, я стал меньше ждать от себя и от своей аудитории, коллег. Когда я относительно себя планку понизил, она опустилась и относительно клиентов, и они стали себя значительно комфортнее чувствовать. По крайней мере мне так кажется. В любом случае психотерапия позволяет лучше чувствовать и себя и других, и, на мой взгляд, сильно влияет на качество занятий, которые я веду в этом году.
-А как маленький Лёша рос? В какой атмосфере? В каких идеях?
Я должен был быть отличником. Все должно быть высокого качества, я должен преуспевать.
-А когда Лёша получает тройку?
Это очень плохо. Наказуемо. По-моему, это был третий год иняза, когда я получил «три» по английскому, немецкому и философии, потому что у меня не заладились отношения с некоторыми преподавателями. Мои знания не были троечными, я не был идеальным студентом, но, думаю, заслуживал четверки. Конечно, родителям трудно было это принять и мы очень сильно поругались. Потом я полностью поменял своё отношение к учебе и начал пахать. А воспитывали меня прекрасно. Родители все делают из своего представления о хорошем. Но при этом, знаешь, говорят: «Какими бы хорошими ни старались быть родители, детям все равно найдется, что рассказать своему психотерапевту».
Я же сам отец и, просыпаясь с утра, уже год каждый день обнаруживаю эту мысль «я - отец», «у меня есть сын». Я жил 28 лет и был сам по себе, а сейчас я каждый день помню про ребенка и внимательно смотрю, как и на что я в этом реагирую. И это такая же учеба. Я каждый день учусь быть родителем. И я уверен, что наделал и наделаю много ошибок. Конечно, мне хочется, чтобы у ребёнка все было хорошо. Возможно, то, что для меня хорошо, для него в моменте или в будущем так не будет.
Вот мы сейчас заговорили об этом, и я хочу сделать отсылку к школе. У нас есть такое правило: преподаватель и школа могут принять решение и отказаться от ученика, если он не готов. Мы так и говорим родителю: «Вашему ребёнку это рано", или "Отдайте его пока на спорт", или "Не ждите, что обучение у нас повлияет на оценку в школе, ведь у нас другая задача: мы даём навык говорения и учим, чтобы ребенок понимал, почему надо говорить так или иначе". Если преподаватель видит, что ребёнок не хочет, а на него давят, то мы решаем отказаться. Нам в этот момент не так интересны деньги. В противном случае у ребёнка пропадёт желание заниматься вообще навсегда. Обидно быть для ребёнка последним специалистом.
При этом я вижу некоторых родителей, которые очень интересно воспитывают детей. Например, ему 10 лет, а у него уже есть огромная свобода, и никто на него не давит, не ожидает звёзд с небес. Он может быть таким, каким хочет. Очень интересно посмотреть за тем, кто из него вырастет.
- Знаю про такую вещь в психологии, как «мирроринг». Когда ребенок растет и ему говорят: «Ты — хороший», то из него вырастает человек, который доверяет миру и не боится, а если говорят: «С тобой сложно», то человек чувствует, что он всем в тягость, даже если это совсем не так. Поэтому, подозреваю, твой пример — это про очень свободного, уверенного в себе и счастливого человека.
Наверное, да.
-Хорошо, отсутствие учебника, безопасная атмосфера. Что еще выделишь в своем подходе?
Да! Выстроенный диалог, когда все умеют и могут высказывать друг другу претензии, умеют договариваться, говорят открыто, что нравится и что не нравится.
- Ну, то есть это должен быть разговор двух зрелых людей, когда один не обижается на что-то сказанное, а ты не жмешься и не замалчиваешь, терпя и боясь его обидеть?
Да, для меня принципиально, чтобы люди могли высказывать претензии друг к другу: клиент преподавателю, преподаватель клиенту. И клиент не должен идти на поводу, он может сказать: "Вот это не хочу, потому что…", он такой же участник процесса, поэтому важно этот диалог построить. Ценность преподавателя еще в том, что он не перегружает знаниями. Он знает, где остановиться.
И мои преподаватели неуважительного отношения терпеть не будут. Я регулярно говорю об этом. Знаешь, почему я считаю что "репетитор" грубое слово? Есть определенное отношение к профессиям врач, психолог, юрист. Ты относишься к ним с уважением, ты ценишь их время и следуешь их указаниям. А репетитор к ним не относится. Репетитор чаще всего - девочка с "Авито", которая приезжает к тебе домой с учебниками, а ты можешь быть не готовым, можешь опоздать или поздно отменить. Ты к ней относишься, как к обслуживающему персоналу. Но эти люди, преподаватели, очень много вкладывают своего времени, они могут забывать про себя, они могут винить себя в твоих неудачах, но они будто не могут позволить себе быть недовольными и ничего не могут высказать в ответ. У нас такое непозволительно. Когда клиент регулярно опаздывает в школу, систематически не выполняет задания или не предупреждает об отмене занятия, то мы можем сказать: «Извините, мы не будем оказывать вам услугу». Потому что, представь, преподаватель иной раз сидит и думает: придёт ученик или нет? А потом он с этим настроением ещё весь день работает.
Я в последний год ловлю себя на мысли, как мне хочется пообщаться с каждым из моих сотрудников, чтобы услышать от них, что им не удается, услышать: "Это тяжелый ученик" или "Мы медленно это изучаем", чтобы учителя тоже проговорились и не держали это в себе, не считали, что все из-за них, чтобы они могли поругать ученика, а не только себя. Я сейчас понимаю, как важно выговориться преподавателю, потому что это такая фигура, которая почему-то должна быть чуть ли не святой. Пару лет назад, помню, была травля учительницы, которая выложила фото в спортивном купальнике. "Что это такое? Преподаватель же не может быть в купальнике!?" Будто она не может быть привлекательной, ходить в бассейн и прочее. Она должна быть «училкой» и должна всегда учить.
- Мне кажется, это не только к учителям. Будто у наших людей в принципе есть проблема с коммуникацией и уважением друг к другу.
- Слушай, твоя история с продолжительностью обучения. Ты мне сказал, что ведешь клиента не больше полутора лет.
Это только моя внутренняя история. В школе срок обучения никак не ограничивается. Мне же самому очень трудно работать с клиентом долго. Мы можем за 1.5 года так много обсудить с тобой, что...
- Что потом тебе человек становится неинтересен?
Нет, во-первых, у меня меняется отношение к клиенту. Многие из моих клиентов становятся моими товарищами и друзьями.
- Думала, ты скажешь, что для тебя человек становится прочитанной книгой.
Нет, я о своих клиентах много знаю, и мне становится трудным предъявлять к ним такие же высокие требования, как и раньше. Во-вторых, мы сближаемся, и я могу уже пригласить в гости, выпить вина, мы можем играть в футбол или покер, и что-то уже меняется. На мой взгляд, между учителем и учеником какая-то дистанция должна оставаться. И я понимаю, что может этой дистанции уже не случиться или мы друг от друга устанем, поэтому я за то, чтобы преподавателей менять. Или брать новый язык. Это все обнуляет.
-Окей, у тебя сформирована целая концепция. Ты преподавал сам. На каком этапе ты понял, что нужно организовать школу?
Когда я закончил институт, то, честно говоря, собрался в армию. Я знал три языка и подумал, что с такими знаниями, может, я пригожусь Родине в каких-то интересных вещах. И что случилось дальше? Ко мне приехал друг из Италии, мы с ним гуляли по центру, я показывал ему город и увидел группу иностранцев. А мне всегда интересно угадать, откуда они. Я был уверен, что это итальянцы. Так и оказалось. Я подошел, поговорил и оказалось, что они были в Нижнем без переводчика или экскурсовода, а их английский был очень скудным. Я предложил показать город, мы очень много гуляли, они взяли мой номер телефона, а через два дня позвонили и предложили работу. Я решился, собрался и уехал в Италию на три недели. Был просто окрылен. Вроде бы собирался в армию, и тут мне предложили работу в пригороде Милана. "Жизнь уже удалась" — подумал я и поступил в аспирантуру, поэтому вопрос армии отпал. Через 2 с половиной месяца у нас с итальянцем возникли разногласия и я оттуда ушел, вернулся с небольшим капиталом. Подумал пойти переводчиком английского или немецкого, посмотрел вакансии, а там зарплата в 25-30 тыс, спросил себя: "А хочу ли я?". И решил, что буду репетитором. Я сделал какое-то объявление в соцсети «ВКонтакте» и рекламу на «Авито», и как-то стали появляться заявки. Сделал сайт. Как-то люди меня находили. И понеслось: я мог с утра провести занятие на Мещере, поехать на Автозавод, потом в Щербинки, в Печеры и потом обратно в Щербинки. У меня было так много работы, что я подкопил денег и решил снять офис. Нашлось помещение, и тогда я понял, что теперь буду не репетитором, а школой. Я вроде как один Лёха Фомин, но я - "школа". Открыл ИП, и заработала школа. Это был 2016 год.
-А уже был бум на «Бизнес Молодость»? «Не работай на дядю-открывай свой бизнес»?
Был - был. И мой друг ездил по всем этим тренингам, имел свой бизнес, а я смотрел и понимал, как надо делать. Я открыл офис, какое-то время работал один, потом пригласил свою одногруппницу мне помочь преподавать. Помню, трудно было кому-то доверить и всё не сразу получилось, как представлялось мне, но в этом году нам уже четыре года. И я рад, что люди учатся, что я могу обучить преподавателей. Мое же время ограничено: я могу только 30 часов в неделю отвести, а со школой есть ещё, условно, 100 часов.
Я не знаю, как так получилось, но нас стали находить люди из других городов, стран. Мы вроде такие ребята: офис в Сормово и клиенты с Камчатки, из Новосибирска, Калининграда. Сейчас есть клиенты из Мексики. Да, я сейчас хочу развивать и масштабировать, хочу, чтобы мое имя было брендом и школу чтобы тоже знали, чтобы Oscar School было гарантией качества.
Меня радует, что у меня есть клиенты, у которых успешный бизнес. Мне это греет душу. Я предполагаю, что они понимают, что такое "качественное услуга", и выбирают меня или мою школу. В том числе благодаря ожиданиям и требованиям своих клиентов, я учусь оказывать более качественную услугу.
-А все могут выучить иностранный язык?
Ну, русский-то все выучили?))
Место: Боккончино
Фото: Никита Никитич