OPETH
Sorceress (2 CD / Digipak)
℗ 2016 Moderbolaget Records / Nuclear Blast Entertainment NB 3822-0 / Soyuz Music 4 650075 210970
11 + 5 tracks = 56'41" + 33'44"
Альбом группы Opeth "Sorceress" на iTunes
Слушать альбом группы Opeth "Sorceress" на Spotify
Слушать альбом группы Opeth "Sorceress" на Яндекс.Музыке
Одна их лучших песен с последнего альбома Opeth (только отчего-то вынесенная на бонус-CD) называется «Spring MCMLXXIV», а оформление обложки провоцирует на вопрос: «А что это за неизвестный альбом переиздали на Repertoire Records»? Таким образом, своей 12-й студийной работой шведский состав окончательно завершил своё превращение в одну из ведущих на мировой сцене ретро-прогрессивных групп. И понятно, что в этой трансформации есть и свои минусы – ведь в отличие от, скажем, Spock’s Beard, Микаэль Аркерфельдт и его группа в начале своей карьеры играли своеобразный полупрогрессивный дес-метал, и ни о каком ретро-проге и не помышляли. И совершенно непонятно, сколько в новом лице Opeth честного и сколько – конъюнктурного? Не будем забывать и о том, что именно эта группа снискала искреннее расположение почившего в бозе британского журнала Classic Rock как едва ли не единственный истинный классический рок-коллектив сегодняшнего дня. Но почему именно Opeth? Ответы на эти вопросы, хотя бы частично, и даёт «Sorceress».
Текстовый видеоклип к пьесе "Sorceress"
Буколическое вступление к альбому в облике пьесы «Persephone» теоретически должно настраивать слушателя на умиротоворённый лад, какой и требуется для восприятия старомодного прогрессива, однако вместо этого она вызывает удивлённый вопрос: отчего бы мелодия здесь утянута из известно чьей композиции «Nothing Else Matters»? Титульный трек и следующий за ним «The Wilde Flowers» продолжают волновать не в лучшем смысле слова: неужели Михаэль как главный автор группы продолжает и в 2016 году числить в своих кумирах как композитора гг. Хетфилда и Ульриха? На самом деле композиционная невразумительность большей части материала «Sorceress» поражает – да, очень хорошо слышно, что Михаэль также очень любит Jethro Tull (в балладе «Will O The Wisp» он мало что копирует композиторскую манеру Яна Андерсона, но даже и его вокальную подачу), Pink Floyd («Sorceress 2» – просто 100500-я версия «Cirrus Minor») и Uriah Heep – только номеру «Era», слушающемуся как комбинация «Time To Live» и «Shadows Of Grief», даже до этих не самых великих песен самой русской английской группы как до Луны известным способом. Из неожиданного – явные влияния Dream Theater, Eloy и поздных The Beatles в «Chrysalis», «Strange Brew» и «A Fleeting Glance» соответственно. Весь джентльменский набор влияний налицо, звук – будто бы и впрямь на дворе аналоговая весна 1974-го, а альбом слушать скучно. В чем же дело? А в том, что аранжировки хороши, а сами композиции – нет. Михаэль, похоже, думает, что если он раскрасит отсутствие яркой мелодики аранжировками, звучащими как смесь идей Greenslade, Deep Purple, Uriah Heep и Rare Bird позднего, гитарного периода, да еще с героическими соло в духе Ричи Блэкмора («Strange Brew») и великолепными, без дураков, клавишными партиями Йоакима Свальберга, то все будут очень рады. Рады, конечно, многие, но далеко не все. Во-первых, как уже говорилось, среди довольных – редакция журнала Classic Rock: их тоже очень радует наличие формы и практически полное отсутствие содержания. Следовательно, таков он и есть, «классический рок» по Скотту Раули и его уже несуществующей команде. Довольны, наверное, будут и те молодые люди, которым профильные СМИ рассказывают, что Opeth – это и есть «классический рок». Только непонятно, что мешает им хотя бы на основе немалочисленных интервью с Михаэлем ознакомиться со всеми великими оригиналами современного творчество Opeth?
Текстовый видеоклип к пьесе "The Wilde Flowers"
Ведь по большому счету выходит, что «Sorceress» – эта такая фоновая музыка для стариков-хардовиков, которая не раздражает, но и никакой новой информации не несет: вся содержащаяся здесь информация имеет примерно года 42 от рождения, не меньше. И эти песни не веселят, в отличие от тех, что получаются у соотечественников Spiritual Beggars. В свете всего вышесказанного совершенно непонятно решение группы вынести два самых ярких песенных трека программы, а именно почти готовый хит в духе опять же поздних Rare Bird «The Ward» и уже упоминавшийся могучий «околоблюз» «Spring MCMLXXIV», решенный как джем-сейшн Deep Purple и Pink Floyd на бонус-CD. Определённо, Михаэлю Аркерфельдту необходимо избавляться от мыслей о том, что рок-музыка – это монументальное и вот настолько лишенное самоиронии и хороших мелодий музыкальное искусство. Эти проблемы совершенно не лечатся продюсированием работ в исторических британских студиях: работая там же, где работали Rush, ты не становишься автоматически вторым Гедди Ли.
Текстовый видеоклип к пьесе "Will O The Wisp"
• Поддерживайте канал «Говорит Всеволод Баронин» лайком публикации и подпиской на канал. •