Найти тему
Всё о советском кино

Жизнь, полная любви и потрясений. Почему не давали сниматься актрисе Александре Завьяловой?

Ею восхищались Расул Гамзатов и Юлиан Семенов. Её расположения добивались Юрий Любимов и Аркадий Райкин. О ней восторженно отзывалась Белла Ахмадулина. Это была одна из самых ярких советских звёзд кино. А трагедий в её судьбе хватило бы на несколько жизней.

Когда в 1961 году фотограф американского журнала «Лайф» выбирал самых знаменитых людей Советского Союза для своего издания, среди выбранных кандидатур оказалась и молодая звезда кино Александра Завьялова.
Когда в 1961 году фотограф американского журнала «Лайф» выбирал самых знаменитых людей Советского Союза для своего издания, среди выбранных кандидатур оказалась и молодая звезда кино Александра Завьялова.

Две недели любви...

Уже после первых ролей в кино молодая актриса Брестского драматического театра обратила на себя внимание зрителей и режиссёров.

В 1963 она вышла замуж за художника Дмитрия Бучкина. Супруги стали жить в Ленинграде. Когда в семье появилась дочь Татьяна, молодая мама на год отошла от творческой жизни.

А в 1964 году Александра по пути на Московский международный фестиваль познакомилась в самолёте с американцем. Это был адмирал военно-морских сил США, владелец пароходной компании Отелло Черезолли. В Москве они снова встретились.

Кинообразы
Кинообразы

Во время Московского международного кинофестиваля Александра была приглашена на ужин в американское посольство. Затем по просьбе дирекции фестиваля провела в своём доме приём итальянской делегации, в составе которой была Джульетта Мазина.

А знакомство в самолёте перешло в бурный роман, которому суждено было продлиться всего две недели и сломать актрисе всю последующую жизнь.

Отелло влюбился в Александру и в первые дни знакомства сделал ей предложение. Он был женат, она замужем, но чувства захлестнули обоих. Александра понимала, что брак с иностранцем в её стране - вещь недопустимая, и пыталась скрывать эти отношения. Но не получилось. Сотрудники спецслужб следили за парой с первой их встречи. Вскоре Черезолли был выслан из страны и объявлен персоной нон грата, а актриса попала в список неблагонадёжных, и снимать её перестали. (Редкие съёмки случались на Рижской киностудии, "Таджикфильме", но не в столицах).

Её фильмография состоит из 14 картин.
Её фильмография состоит из 14 картин.

Во время съёмок картины «Фро» актриса приняла ухаживания режиссёра Ресо Эсадзе. Резо Парменович потом снял актрису в "Клятве Гиппократа", даже пытался решить вопрос с руководством «Ленфильма», которое не утверждало Александру на роли. Однако их отношения скоро разладились. Резо был страшно ревнив и деспотичен. Да и дочь актрисы не приняла нового спутника мамы.

Есть сведения, что Александра Завьялова в 1967 была утверждена на роль Панночки в фильме "Вий" и приступила к съёмкам.

Почему её сняли с этой роли?
Почему её сняли с этой роли?

Википедия объясняет так:

"В процессе съёмок, по настоянию Пырьева, Завьялова была снята с роли, и её заменила Наталья Варлей. По другой версии, будущий муж Завьяловой, режиссёр Резо Эсадзе, потребовал, чтобы она отказалась от роли".

Сама актриса объясняла этот факт иначе. Но истинная причина, скорей, в последствиях связи с Отелло. Ведь картину снимали на "Мосфильме".

"Тени..."

В 1969 году режиссёры Валерий Усков и Владимир Краснопольский приступили к экранизации романа Анатолия Иванова «Тени исчезают в полдень» и пригласили Александру Завьялову на роль Серафимы Клычковой (Пистимеи Морозовой). Съёмки продолжались три года.

Актриса воплотила судьбу героини от 17 до 70 лет.
Актриса воплотила судьбу героини от 17 до 70 лет.

К моменту своей звёздной роли Александра успела сняться в 12 фильмах и на пять лет совсем пропасть с экранов. А когда после долгого перерыва появилась в телесериале об истории небольшой сибирской деревни Зелёный Дол, сразу обратила на себя внимание режиссёров. Игрой актрисы восхищались и коллеги по фильму.

Ей удалось передать нюансы возраста: в первых сериях Серафима предстает 17-летней наследницей владельца сибирских приисков, а по ходу фильма превращается в злобную, отталкивающую старуху-монахиню.
Ей удалось передать нюансы возраста: в первых сериях Серафима предстает 17-летней наследницей владельца сибирских приисков, а по ходу фильма превращается в злобную, отталкивающую старуху-монахиню.

Но после громкого успеха снова настала непроницаемая тишина. Ей больше не предлагали ролей и не приглашали на светские мероприятия.

В 1976 году у Александры родился сын Петр. Кто отец ребенка, актриса не призналась ни журналистам, ни родным.

С этим периодом жизни связаны приступы тяжёлой душевной болезни Александры, когда ей приходилось подолгу находиться в клинике. Дочь Татьяну забрал её отец Дмитрий Бучкин, сына поначалу определили в детский дом, потом Дмитрий усыновил и его. Болезнь до конца излечить не удалось. Её приступы периодически возвращались.

В 90-е мамой становится Татьяна – у Завьяловой появляются внук Дмитрий и внучка Дарина. А в последние годы жизни актрисы в семье Дмитрия рождается правнучка Александры, названная Анной.
В 90-е мамой становится Татьяна – у Завьяловой появляются внук Дмитрий и внучка Дарина. А в последние годы жизни актрисы в семье Дмитрия рождается правнучка Александры, названная Анной.

Только в 1992 году, когда артистку пригласят на встречу с поклонниками кино, режиссер Леонид Белозорович включит Завьялову в актерский состав предстоящей ленты «Белые одежды». Фильм станет лебединой песней актрисы в кино.

В 1994 году её удостоят звания Заслуженной артистки России.

Трагический уход

4 февраля 2016 года Александру Семёновну нашли в квартире убитой. Следствие признало виновным сына Петра, который затеял семейную ссору, находясь в нетрезвом состоянии. Соседи единодушно отвергали эту версию, утверждая, что сын очень любил мать, и даже собрали деньги на адвоката. Но доказать ничего не смогли. Через несколько дней после гибели женщине должно было исполниться 80 лет.

Актриса прожила большую, наполненную жизнь. Стоически переносила трудности. Бесстрашно шла навстречу новому и неизведанному. Была любима и обожаема - мужчинами, коллегами, зрителями. Но не умела предвидеть и предотвращать трагедии: к сожалению, это людям не дано.

Об интересном неизвестном факте из творческой биографии актрисы - её съёмках в фильме "Вий", который в итоге вышел с Натальей Варлей, - можно прочитать здесь.

Спасибо за прочтение, друзья! Приглашаю посетить канал "Всё о советском кино"!