Когда говорят о влиянии, конечно имеют в виду разные методы коммуникации (и не только её).
Однако в целом все направления влияния можно разделить на три основных вида: экспертное, силовое, эмоциональное.
Экспертное влияние.
По самому названию понятно, что в этом влиянии база - позиция специалиста, который отлично разбирается в теме.
Основной вид воздействия - убеждение.
Что конкретно используется в экспертном влиянии:
- Аргументы и факты.
- Результаты исследований (научных и не очень))).
- Цифры, расчёты и формулы, статистика.
- Графики, диаграммы, таблицы, списки.
- Обращение к авторитетным источникам (журналам, книгам, институтам). По сути, пруфы)
- Цитирование/Упоминание имён, которые имеют вес в данной теме.
- Термины и аббревиатуры, сложный язык (специфические обороты, свойственные конкретной сфере).
Экспертное влияние оптимально, когда у вас достаточно информации и времени для подготовки, а тема не слишком эмоциональная.
Силовое влияние.
Здесь база - конечно же сила.
Основной вид воздействия - давление.
Что используется в силовом влиянии:
- Указание на статус (должность) и более выгодную позицию говорящего.
- Манипуляции (в том числе оскорбления и переход на личность).
- Угрозы и шантаж.
- Повышенный голос, категоричные формулировки, резкие слова.
- Перебивание и игнорирование собеседника.
- Приказы, инструкции и прочие формальные символы иерархии.
- Физическое воздействие (стук кулаком по столу, излишнее сближение дистанции, игра мускулами и пр.).
Силовое влияние оптимально, когда аргументов не хватает, а время воздействия ограничено (в цейтноте), а также его можно использовать, когда у вас позиция монополиста (только не увлекайтесь))).
Пожалуй, это самый рискованный по последствиям вид влияния, но иногда самый действенный.
Эмоциональное влияние.
Здесь база - вызов у собеседника эмоций.
Основной вид воздействия - заражение.
Что используется в эмоциональном влиянии:
- Метафоры, сравнения, эмоционально окрашенные слова (Шедеврально! Отвратительно!).
- Лозунги и призывы, пропаганда.
- Легенды и мифы. Storytelling.
- Юмор, ирония, сарказм.
- Яркие примеры из практики, аналогии, обращение к опыту слушателя/зрителя.
- Манипулирование (но чаще через обращение не к страху, а к другим эмоциям: жалости, радости, воодушевлению и пр.). Лесть.
- Визуализация (картинки, видеофрагменты,
грудькотики))), внешняя атрибутика. Шоу. - Звуковое сопровождение (музыка, яркие модификации голоса).
Эмоциональное влияние оптимально, когда ни аргументов, ни сильной позиции нет, а убедить нужно (или очень хочется))).
Конечно, в чистом виде один вид влияния встречается не часто. Гораздо чаще один преобладает, а остальные применяются в меньшей мере. Но, понимая закономерности каждого вида, можно варьировать их соотношение в зависимости от цели влияния, его тематики и особенностей аудитории.