В пятницу наблюдал ситуацию — черустинская электричка, битком, все места в вагоне заняты, люди в проходе стоят, а одно место свободно — пятеро мужиков его заняли для товарища, который сядет позже. Пенсионер, едущий на дачу, начинает активно возмущаться — типа, я старый больной, никто мне места не уступает, сами сидят, да еще свободное место держат. Мужики ему выдают ответ:
«Ты на дачу раз в неделю отдыхать едешь, а мы каждый день на работу».
При всем гуманизме, надо признать, что мужики абсолютно правы.
Пенсионеры, да и вообще, все люди — беременные, мамаши с детьми, инвалиды, которые голосуют за капитализм, сами того не подозревая даже, голосуют за то, чтобы им не уступали места в транспорте.
В чем коренное различие ситуации в социалистической экономике и капиталистической. В капиталистической экономике человек предоставлен самому себе, ему никто, по-сути ничего не должен. Из человека работа выжимает все силы, до конца — его зарплата балансирует на грани между «выживание физическое» и «хватает на еду, одежду и кое-какую крышу». Работать меньше средний пролетарий не может — он сразу начнет опускаться ниже прожиточного уровня. Наоборот, капитализм все время его подстегивает работать больше, на износ, чтобы позволить себе хоть немного больше, чем просто поесть. И само собой, что такая работа ухудшает здоровье человека, причем достаточно быстро. Сочетание физических нагрузок, недосыпа и продолжительного стояния в транспорте — это верный путь к заболеваниям суставов и позвоночника. В итоге у пролетария стоит выбор — либо он сам жертвует своим здоровьем ради постороннего человека, либо жертвует посторонним человеком ради собственного здоровья. Никто не будет лечить бесплатно, никто не будет предоставлять заработавшемуся и подорвавшему здоровье работнику бесплатных путевок и оплачиваемых отпусков — ему и больничный-то не везде оплачивают, да еще и норовят вообще уволить за больничные. Все. Игра банально не стоит свеч.
Я подозреваю, что некоторые не очень умные граждане вспомнят, что с точки зрения абстрактного гуманизма «человек человеку не волк» и потребуют жертвовать «ради людей», так как человек — существо общественное. Но вопрос — а ради кого, собственно, жертвуем? Пролетарий поставлен в условия конкуренции с такими же пролетариями. И жертвует в конечном итоге… ради конкурента. Сегодня ты пожертвуешь ради пенсионера, завтра ты возьмешь больничный, а послезавтра, возможно, сын этого пенсионера придет на твое рабочее место с криками: «Я здоровый, возьмите меня вместо инвалида». Бредовость ситуации капитализма — ты уступаешь место человеку в транспорте. а завтра он повышает тебе цены в магазине, конкурирует при устройстве на работу, снижает расценки на рабсилу, перетягивает одеяло госбюджета себе на пенсию и льготы, наконец, активно поддерживает Путина. Эта бредовость преследует всех сторонников «малых дел» — попытки сделать лучше без коренного изменения общества обрекает человека делать добро… своему врагу. Скинулись, сделали подъезд к даче — молодцы, сэкономили капиталистам госбюджет, сажаете деревья, природу бережете — опять-таки молодцы, будет что пилить владельцу этого участка через 30 лет.
Собственно, милосердие, сострадание и помощь в таких условиях — это атавизм соседской общины. Те общества, в которых от соседской общины ушли уже далеко и в культурном плане, попросту смеются над просьбами уступать места. В соседской общине сосед надорвался — это значит, что ты будешь за него впахивать на общих работах. Если он не вспашет свою делянку — то он не только не сдаст в общак ничего, но общине придется его семью подкармливать, чтобы не терять дорогую и ценную общинную рабсилу. Капитализм, разрушая общину, воспитывает же чисто пролетарское отношение к окружающим. Собственно пролетарское представление как раз и есть индивидуализм- сосед надорвется у станка, одним конкурентом на рынке труда меньше.
Дай же рабочему представление, что он нужен обществу, облегчи его труд, дай ему время для отдыха и возможности для лечения — и тогда, только тогда можно будет его упрекать за то, что место не уступил.
Представление, что коллективизм вырабатывается на рабочем месте у пролетария стихийно, верно только метафизически и относительно — на самом деле коллективизм у пролетария находится в крайней степени антагонизма с индивидуализмом. И индивидуализм — это первичное, первородное, имманентное состояние у человека, который продает свою рабсилу, оно заключено в самом процессе продажи рабсилы. На этапе победы капитализма в обществе и общественном сознании коллективизм минимален — рабочий не видит никаких иных способов выжить, кроме как «сам за себя». И эта тактика верна в краткосрочной перспективе, этим и объясняется ее живучесть. Пройти по головам и выжить — единственный объективный способ при условии не трогать капитализм. А вот если капитализм трогать, то без организации это никак, и тут уже коллективизм начинает как-то работать. Если говорить в общем, то сетования левачков на то, что рабочий потерял коллективизм, и надо сначала воспитать коллективизм, а потом пропаганда будет успешной — это постановка вопроса с ног на голову. Сначала должна быть успешная пропаганда, а потом уже появится коллективизм, сначала надо объяснить рабочему, что капитализм — это не навсегда, а потом он уже подумает — а стоит ли лезть по головам, если капитализм не вечен? А пытаться один вид эгоизма — индивидуальный, заменить на эгоизм коллективный в виде профсоюза или колдоговора — это шило на мыло.