АВА-терапия предусматривает при работе над формированием поведенческих навыков поощрение и наказание.
Это одна из причин, почему у бихевиоризма и АВА-терапии из него сформировавшейся много противников.
Если с поощрением все более/менее понятно (усиление положительного поведения, уменьшение отрицательного поведения), то с наказанием вопрос неоднозначный и решаться должен родителем и инструктором в самом начале занятий.
Мое решение однозначное - никаких физических наказаний.
Наказание в бихевиористском учении (1930-ее годы) применяется для того, чтобы прекратить или уменьшить поведение. Даже в описании методов наказания это звучит очень жестоко:
"один из методов наказания - сделать ребенку то, что "что причиняет ему боль", например, сильно ударить по спине или резко и громко сказать "Нет". Эти наказания называют "вызывающие отвращение" Для некоторых детей достаточно сказать "Нет"; они тут же прекратят это делать. Для других вербальное замечание не сработает, но вот удар по спине почти всегда эффективен, если он достаточно силен и "причиняет боль" (попрактикуйтесь на друзьях, чтобы понять, как сильно вы ударяете). Преимущество сильных и правильных ударов в том, что вам не придется использовать большое количество. Если вы используете только вербальное неодобрение, это может закончиться тем, что вы просто перейдете на крик, а это неприятно для всех и оставляет вам мало шансов на то, чтобы продемонстрировать привязанность. ("Книга Я". И. Ловаас)
Жутко даже подумать, если эта книга может попасть в руки горе-специалисту и он сможет убедить отчаявшихся родителей применять все возможные методы.
Но нежелательное поведение необходимо корректировать.
Теорией бихевиоризма применение физических аверсивов предусмотрено только в тяжелейших случаях, когда поведение ребенка опасно для его жизни или жизни окружающих его людей. В книге приводятся такие страшные примеры, от которых мороз по коже.
Для остальных, поведенческой теорией предлагаются следующие методы уменьшения нежелательного поведения:
Пресечение нежелательного поведения: не обращать внимание на поведение.
Таймаут: забрать позитивы. Помещение ребенка в тихое неинтересное место подальше от видов деятельности. Общий фактор данных операция - они сигнализируют ребенку, что в течение определенного периода времени он не получит позитивов. Таймаут может длиться от 3 до 5 минут, и последние 30 секунд должна быть тишина.
Переориентирование: представляет собой метод, разработанный Foxx и Azrin в 1973 году, с целью уменьшения агрессивного и несоответствующего поведения у людей с нарушением развития. Оно было разработано в качестве альтернативы наказанию. Пример переориентирования: потребовать от ребенка, который порвал книгу, заклеить не только эту книгу, но и другие книги, потребовать от ребенка, разбросавшего вещи, собрать не только эти вещи, но и многие другие.
Достаточные аверсивы: те процедуры, которые детям не нравятся, но кажутся относительно "невинными: 10-20 приседаний, бег трусцой в течение определенного времени, если ребенок боится собак, показать ему изображение собаки.
Мне все эти методы кажутся очень спорными.
Я придерживаюсь мнения, что изначально нужно разобраться в причине поведения ребенка. Почему возникло нежелательное поведение? Дети не рождаются с проблемным поведением, они ему учатся.
Если понятна причина - можно понять с помощью чего ее устранить и, как следствие, изменить/минимизировать нежелательное поведение.