Для начала давайте разберёмся, что такое мотивация и на чём она держится. Это поможет лучше понять, как строить эту самую волшебную команду и как заставить ее двигаться к нужной Вам цели.
Понимать как мотивировать = понимать потребности сотрудников!!!
Итак, что такое мотивация — это внутреннее состояние человека, которое связано с теми потребностями, которые его активизируют, стимулируют и направляют его действия к поставленной цели. Допустим, Вы сейчас захотели выпить стакан воды. Я уверен, что Вы не будете сидеть и страдать: «Ах, что же это такое, у меня стакана воды!» Вы просто встанете и нальете себе этот самый стакан воды.
Допустим ситуацию, что у Вас в кране нет воды. И снова Вы не будете мучиться — Вы возьмете 50 рублей и пойдете в ближайший магазин, купите бутылку воды. И Вы выпьете этот стакан воды! Пример с водой очень прост, но важно понимать — у Вас всегда есть некая внутренняя потребность, и эта потребность реализуется в какой-то набор действий: встали, открыли холодильник, налили воду… Если нет воды — пошли в магазин, и так далее. И так во всём. Так вот, мотивация-это то внутреннее состояние, которое как раз связано с вашими потребностями. Это то, что Вас, проще говоря, толкает. То, что Вас двигает.
ЕСТЬ ВОЛЯ — НАЙДЁТСЯ И СПОСОБ
В отношении компании можно сказать, что структура компании — это её скелет, технологии — это мышцы, а мотивация — это воля компании. Потому что, если у человека нет внутренней мотивации, то ты его ни за что не заставишь работать, он всегда найдет 157 причин, чтобы объяснить Вам, почему у него ничего не получилось или не получается. Одна из моих любимых фраз: «Есть воля — значит, есть и способ». Если человек не хочет — значит, он всегда найдёт причину, почему у него не получилось. Теперь, когда мы уяснили, что мотивация происходит от потребностей, разберемся и с этой частью. Что такое потребность? Потребность — это, собственно, нужда в чем-то, объективно необходимая для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности, социальной группы или компании.
ВАЖНО!!! Потребности, если они не удовлетворены, побуждают человека к действиям. Удовлетворенные потребности не мотивируют людей.
ОПЯТЬ ВАЖНО!!! Потребности, находящиеся ближе к «основанию пирамиды», требуют первостепенного удовлетворения;
Вот представьте: Вы на конференции видите девушку, милую и симпатичную. Она взяла и уснула, потому что у нее была физиологическая потребность заснуть. Она не могла ей противостоять. И вот через 15 минут она проснётся, но ей уже не захочется спать, она готова будет работать. Тот факт, что она поспала, не является гарантией её выдающихся профессиональных качеств. Но если она сутки не спала перед этим — совершенно понятно, что не поспав, она не сможет сделать вообще ничего полезного. Она легко удовлетворила свою базовую потребность, пусть и не в самом подходящем месте. После пробуждения она совершенно точно сможет работать, но она совсем не обязательно станет человеком c высокой мотивацией совершать подвиги в Вашем бизнесе. Поэтому выбирайте всегда тех людей с потребностями, которые в принципе не могут быть реализованы — потребностями высшего уровня по теории Маслоу.
Если одна потребность удовлетворяется, то её место занимает другая;
В рамках одной и той же задачи один и тот же человек может реализовывать разные потребности — если Вы грамотно используете свои знания по мотивации.
Допустим, у Вас работает маркетолог. Он начал работать в Вашей команде. Вы «прощупываете» его возможности и ищете, что будет его двигать. Поставили этому человеку человеку план — он должен в месяц «пригнать» Вам 10 тысяч «лидов» для того, чтобы Вы выполняли план продаж в своем интернет-магазине. И Ваш маркетолог исправно выполняет уже 2 месяца эти самые 10 тысяч «лидов» в месяц. Что дальше? Оставить всё как есть? На кусок хлеба с маслом икрой и он, и Вы зарабатываете. Но похоже, он может больше!
Да, он реализовал свою первичную потребность (еда, комфорт, безопасность), но теперь он захочет реализоваться на новом уровне! Если Вы это не учтёте — Вы либо разоритесь на бонусах (если нет потолка за перевыполнение плана), либо будете терять возможные продажи, либо потеряете этого человека — ему нужна новая планка, повыше! Чтобы человеку не было скучно, чтобы этот человек мог доказать, что он крутой — сколько ему надо поставить? Чтобы он не «захирел», чтобы ему было по кайфу?
Я обычно ставлю диапазон 10—20%, причём я это делаю не наугад — я ему задаю вопрос: «Какой тебе нужен ресурс, чтобы ты выполнил этот увеличенный план?» Понимаете? Это честно! Если мы будем ставить задачу человеку, не предоставляя ресурсов, то это лажа, и «гнилое повидло». Этот человек от Вас очень быстро уйдет.
Мы с Вами знаем, что так бывает, и это очень грустно и тоскливо. Но если Вы, выставляя ему завышенные планы, даёте ему и увеличенные ресурсы — тогда это честно, тогда этот человек получает профессиональный «вызов». Сможет или не сможет, достигнет или не достигнет? Но главное, что Вы в этом случае будете спокойны: этот человек у Вас является «достигатором», который привык добиваться новых целей, и он никогда не успокоится, если его эти правила устраивают. Просто потому что Вы будете ему ставить всё более и более высокие задачи, и он будет удовлетворять более высокие потребности, нежели просто обеспечение себе пропитания и базового достатка.
• Потребности более высокого уровня начинают активно воздействовать на человека после того, как в общем удовлетворены потребности более низкого уровня;
Мы сначала хотим найти стакан воды, хотим кусок хлеба. Мы хотим сковородку жареной картошки. Все поели, после этого мы нашли безопасность, мы живём у родителей или в своей квартире, мы знаем, что крыша нам на голову не свалится. После этого мы нашли возможность присоединиться к социальной группе, например, вступили в партию зеленых. Нашли это социальное единение. После этого мы начинаем искать уважения. После этого мы начинаем искать возможность самовыражаться. Всё. Именно так.
Когда Вы смотрите человека на ту или иную вакантную должность в своей компании, Вы должны очень точно понимать, на каком уровне собственных потребностей он находится. Потому что, если Вы будете говорить ему про самовыражение и про признание, а ему нужно 300 рублей, чтобы пойти пообедать и он просто очень голодный — это будет разговор двух людей, которые говорят на разных языках. Один на марсианском, а другой на китайском. И вы никогда друг друга не поймете. Зачем всё это нужно, все эти умные слова?
Зачем разбираться во всех этих теориях, уровнях? Всё очень просто! У Вас есть цель, Вы строите команду — потому что Вы не сможете сделать всё за всех. Чем скорее Вы поймете, кто перед Вами и на каком «топливе» этот человек поедет в нужную сторону вместе со всей командой — тем быстрее Вы окажетесь в нужной вам всем точке. Интересы каждого участника будут движущей силой для достижения Вашей цели! Нет результата там, где нет общих интересов.
Вы не сможете сделать всё за всех. Долой перфекционизм! Результат на «10» — это сумма пяти результатов.