Найти в Дзене

Три президентских дебата, изменивших историю

Поскольку пандемия коронавируса наложила серьезные ограничения на традиционную агитацию, было бы разумно утверждать, что предстоящие президентские дебаты даже более важны, чем они были бы в обычный год выборов. Республиканцы особенно рассчитывают на то, что президент Трамп использует дебаты, чтобы догнать кандидата от Демократической партии Джо Байдена на выборах.
Однако если история и является

Поскольку пандемия коронавируса наложила серьезные ограничения на традиционную агитацию, было бы разумно утверждать, что предстоящие президентские дебаты даже более важны, чем они были бы в обычный год выборов. Республиканцы особенно рассчитывают на то, что президент Трамп использует дебаты, чтобы догнать кандидата от Демократической партии Джо Байдена на выборах.

Однако если история и является каким-то руководством, то обычно в дебатах более уязвимым оказывается действующий президент, а не претендент. Возможно, это происходит потому, что он позволяет претенденту казаться более “президентским”, качество, часто упоминаемое, но трудно точно определить. Или, возможно, после четырех лет управления исполнительной властью чиновники просто отвыкли от того, что кто-то с ними не согласен.

Но мы знаем, что время от времени президентские дебаты становятся поворотным пунктом в предвыборной кампании. Вот три дебата за последние 60 лет и то, как они изменили расу.

1960: Никсон против Кеннеди

Джон Кеннеди, слева, выступает во время дебатов с Ричардом Никсоном, сидящим, в сентябре. 26 января 1960 года, Чикаго.
Джон Кеннеди, слева, выступает во время дебатов с Ричардом Никсоном, сидящим, в сентябре. 26 января 1960 года, Чикаго.

Если бы не первые телевизионные дебаты в Американской истории, у США, возможно, никогда не было бы президента Кеннеди. Противник Джона Кеннеди, вице-президент Ричард Никсон, был неутомимым агитатором и, несмотря на свою природную неловкость, необычайно одаренным политиком. После восьми лет республиканского правления в стране царил мир, а экономика все еще переживала послевоенный бум. Никсон лидировал в опросах общественного мнения и был самым вероятным кандидатом на пост президента.

Все изменилось 26 сентября. Несмотря на свое лидерство, Никсон скитался по стране, доводя себя до болезни. Он принимал антибиотики, от которых его клонило в сон, и так похудел, что костюм уже не сидел на нем как следует. Как известно, он отказался от макияжа, когда ему предложили его в студии. Кеннеди отказался первым, фактически подстрекая Никсона сделать то же самое.

История гласит, что красивая внешность Кеннеди давала ему преимущество на телевидении, но те, кто слушал по радио, думали, что Никсон был победителем. И хотя Кеннеди, без сомнения, представлял собой более привлекательную фигуру, чем Никсон, который был бледен, заметно потел и страдал от своей печально известной “пятичасовой тени”, у Кеннеди были и другие преимущества. Во-первых, он готовился к дебатам без остановки, в то время как Никсон настаивал на проведении предвыборной кампании до последней минуты. Во-вторых, он нарушил джентльменское соглашение между двумя кандидатами, чтобы избежать разговоров о внешней политике, и использовал свое вступительное заявление для критики действий администрации Эйзенхауэра в холодной войне.

Никсон, непрактичный и не готовый обсуждать внешнюю политику, быстро запнулся. И в ноябре того же года Кеннеди одержал победу на самых близких в то время президентских выборах в истории.

1980: Картер против Рейгана

Президент Джимми Картер, слева, и кандидат от Республиканской партии Рональд Рейган на своих дебатах в Кливленде в октябре.
Президент Джимми Картер, слева, и кандидат от Республиканской партии Рональд Рейган на своих дебатах в Кливленде в октябре.

“Теперь тебе лучше, чем четыре года назад?”

Некоторые фразы становятся настолько известными, что их происхождение становится неясным. Но именно Рональд Рейган, бывший губернатор Калифорнии от консерваторов, первым использовал эти слова, чтобы нанести сокрушительный удар по президенту Джимми Картеру.

Линия приземлилась в значительной степени потому, что большинство американцев не были, на самом деле, лучше, чем они были в начале президентства Картера. На родине экономический рост был застойным, а безудержная инфляция разбавляла сбережения американцев — термин “стагфляция", описывающий эту почти беспрецедентную ситуацию, стал нарицательным. За границей иранские революционеры взяли в заложники десятки американцев в Тегеране. Картер санкционировал рейд по освобождению заложников, миссия, прерванная до того, как она достигла иранской столицы, стала катастрофой, в результате которой погибли восемь бойцов спецназа.

Но Картер все еще имел небольшое преимущество в опросах над Рейганом, когда они встретились для своих единственных дебатов 28 октября. Рейган был заметно правее Никсона и Джеральда Форда, двух последних президентов-республиканцев, и некоторые наблюдатели считали, что независимо от того, что люди думают о Картере, он был слишком далек от мейнстрима, чтобы выиграть президентство.

Картер пошел после прошлой критики Рейганом популярных программ, таких как социальное обеспечение. Рейган отразил эти атаки тяжелым вздохом и тем, что стало бы еще одним знаменитым политическим Зингером: "Ну вот, опять"Картер также рассказал о своих дискуссиях со своей дочерью Эми, которой тогда было 13 лет, о ядерном оружии, за что он был широко опорочен в прессе.

Через неделю после дебатов Рейган одержал уверенную победу на президентских выборах.

1992: Буш против Клинтона

Билл Клинтон на президентских дебатах в Ричмонде, штат Вирджиния.
Билл Клинтон на президентских дебатах в Ричмонде, штат Вирджиния.

После успеха первой войны в Персидском заливе президент Джордж Буш-старший пользовался бешеной популярностью. В феврале 1991 года опрос Гэллапа показал, что рейтинг одобрения Буша составляет 89 % — самый высокий рейтинг одобрения, когда-либо зафиксированный до этого времени. Он считался настолько грозным, идя на выборы 1992 года, что ряд ведущих демократических политиков с президентскими устремлениями — в том числе представитель Миссури Дик Гефардт, сенатор Нью — Джерси Билл Брэдли и губернатор Нью-Йорка Марио Куомо-отказались добиваться выдвижения своей кандидатуры.

Демократы в конце концов выдвинули молодого и относительно неизвестного губернатора штата Арканзас Билла Клинтона. И когда экономика впала в рецессию, Буш внезапно оказался уязвимым.

Удар по Бушу, богатому сыну американского сенатора, состоял в том, что он был оторван от реалий повседневной жизни американцев, одна широко распространенная, но с тех пор развенчанная новость сообщала, что во время предвыборной кампании Буша озадачил сканер продуктовых касс. Ситуация стала еще хуже для Буша, когда популистский миллиардер из Техаса Росс Перо вступил в гонку и начал откачивать голоса у недовольных республиканцев.

Однако у Буша все еще был шанс, когда три кандидата встретились для дебатов в ратуше 15 октября. Все вопросы исходили из аудитории, что позволяло зрителям наблюдать, как они взаимодействуют с обычными американцами.

Для Буша это была прекрасная возможность показать, что он все еще может общаться с этим маленьким парнем. Вместо этого, когда одна женщина в аудитории спросила, как растущий государственный долг повлиял на кандидатов лично, он нетерпеливо посмотрел на часы. Сбитый с толку вопросом, он с трудом нашел ответ. Клинтон, тем временем, справился с этим гладко с ясным, кратким и довольно гладким ответом, объяснив, что он вовсе не был удален от людей, страдающих из-за плохой экономики. И пока Клинтон говорил, Буш снова уставился на часы.

Это был момент, который подчеркивал мысль о том, что Буш просто не заинтересован в предвыборной кампании и слушании избирателей, что он каким-то образом чувствует, что все это ниже его достоинства. Клинтон уверенно победила на выборах 3 ноября.