Аутизм – это сложное расстройство развития и функционирования центральной нервной системы, характеризуется нарушениями способности выражать чувства и строить межличностные отношения, стереотипным поведением и трудностями с интеграцией сенсорных впечатлений.
Ребенок глубоко погружается в мир собственных переживаний – поэтому расстройство и было названо аутизмом, от stgr. αὐτός (autós), что означает «одинокий». У одних детей симптомы расстройства проявляются в возрасте от 12 до 18 месяцев, у других становятся более выраженными с возрастом.
Что должно беспокоить родителей и может быть сигналом к посещению врача? Вот список симптомов у четырехлетних детей:
Различия в вербальном общении
У аутичных детей может быть другой стиль вербального общения, чем у их сверстников, у которых нет РАС.
Например, 4-летний аутичный ребенок может:
- не реагировать на свое имя
- говорить монотонным голосом
- повторять одни и те же слова или фразы снова и снова
- забывать слова, использованные ранее
- иметь трудности с двусторонним общением
- быть более неразговорчивым, чем сверстники
- интерпретировать информацию буквально (так что шутить с ними бессмысленно и вредно)
- испытывать трудности с выражением своих мыслей и чувств
Различия в невербальном общении
Дети с аутизмом также могут участвовать в невербальном общении иначе, чем их сверстники, у которых нет РАС. Они могут, например:
- с трудом смотреть в глаза
- не терпеть объятий и других видов физического контакта
Различия в игре
У четырехлетнего аутичного ребенка может быть другой стиль игры, чем у его сверстников. Он может, например:
- предпочитать проводить время в одиночестве
- иметь необычно сильный интерес к одному занятию или привязанность к определенной игре, игрушке, предмету или теме
- иметь сильную потребность выполнять ритуалы, такие как расстановка игрушек в определенном порядке или их многократный пересчет
- иметь проблемы с играми, требующими воображением
- испытывать трудности с пониманием общепринятых правил поведения, что может привести к нетипичному поведению
- испытывать трудности с поддержанием дружбы
Другие поведенческие различия
Дети с аутизмом также могут вести себя не так, как их сверстники, что проявляется в следующем:
- повторяющееся поведение, такое как покачивание и царапание
- включение и выключение светильников и приборов,
- гиперактивность
- импульсивность
- всплески эмоций, особенно в ответ на сенсорную перегрузку, вторжение в личное пространство или изменение распорядка
Типы и степень тяжести аутизма
Есть разные типы и степени тяжести РАС, которые могут по-разному влиять на ребенка.
Диагностика аутизма
Если родитель или опекун считает, что их ребенок страдает аутизмом, им следует записаться на прием к педиатру, который направит ребенка на дальнейшие необходимые тесты.
Причины возникновения аутизма не ясны, и аутизм на данный момент не излечим, но правильно проведенная терапия может привести к тому, что во взрослом возрасте аутист все-таки будет относительно самостоятельным и способным к жизни.