Не монструозный Владимир, не потрясающий "Калашниковым" Калашников, не "стена плача" на проспекте Сахарова... Вернуть человечность расчеловеченному миру могут только такие памятники, как этот.
История ничему не учит. Это факт, с которым нелегко смириться. Мир не учится. Оголтелые запутинцы и разбухающие от своей исключительности навальнята. Негры и полицейские (но эти хоть понятны - отношения из рабства выросли и генетической памятью о нем пропитаны). Самые упоротые братья в мире - арабы и евреи. (Не взвивайтесь, израильтяне, написала очередность по алфавиту, он вроде нейтрален. Хотя сижу в стране арабской и боюсь не вируса, а последствий ваших очередных выкрутасов.) Любить котиков или собачек? Носить маски или проклинать носящих маски? Отдыхать самостоятельно или организованно? Все становится поводом для объявления несогласного врагом.
Если поверить, что мы в Матрице, то сколько еще нас будут терпеть кукловоды-программисты?..
Что на меня нашло, мирную оптимистку? Да вот искала в старых фото тему для статьи и наткнулась на памятник, стоящий у дороги в Раифский монастырь Татарстана. С виду неприметный, но с глубочайшим смыслом о бессмысленности взаимного уничтожения. Вспомнила свое тогдашнее, когда его увидела: как правильно, что татары не воюют с памятью, что этой "невойной" признают общую трагедию, прошедшую по конкретным людям. Вот и сейчас задело, дернуло чувство неправильности происходящего, и захотелось рассказать эту историю именно здесь, на площадке, где так часто и бессмысленно кто-то все пытается и пытается учинить хотя бы словесную войнушку...
История, которая увековечена в этом памятнике, страшна и сложна. И не очень-то чиста, хотя многие годы в СССР одну её сторону даже воспевали в книге для детей: героические чекисты и красноармейцы пострадали от рук поповщины и кулаков - просто образцовая идеологическая картинка для юных ленинцев:
1918 год. Гражданская война. Казанские чекисты раскрыли белогвардейский заговор против Советской власти. Главари арестованы. В Раифский монастырь направлены сотрудники НКВД для поиска скрывавшихся белых офицеров. Возможно, скрывавшихся. Но пламенные борцы за свободу и правду были убиты прямо у стен монастыря толпой недовольных крестьян, учинивших самосуд.
На месте трагедии поставили сначала деревянный памятник, а потом обелиск чекистам и четырем безымянным красноармейцам. На обелиске слова: «В июне 1918 года здесь были убиты и сожжены врагами Советской власти сотрудники Казанской губчека коммунисты Несмелов Валентин — 21 года, Копко Федор — 22 лет, Лавринович Петр — 22 лет и четыре красноармейца, фамилии которых неизвестны».
Пионерские отряды боролись за присвоение имени чекистов. Здесь проводились торжественные сборы, встречи с ветеранами войны и труда, вручались комсомольские билеты принятым в члены ВЛКСМ, возлагались гирлянды славы совместно с работниками КГБ. В честь погибших комсомольцы проводили велопробеги и совершали лыжные походы...
Прошли годы. Благородная история стала очерняться яснее в подробностях.
В годы послереволюционного безвременья Раифскую обитель грабить пытались не раз, и когда безо всяких ордеров на аресты или обыск в монастырь нагрянули семеро "товарищей", их приняли за очередных грабителей. Тем более что пока чекисты, не предъявляя никаких документов, отдавали распоряжения об изъятии монастырского имущества, красноармейцы бесцеремонно ворвались в храм, выволокли за волосы из алтаря пытавшегося препятствовать им монаха и принялись там бесчинствовать: сорвали антиминс с престола, шарили в дарохранительнице, "освобождали" оклады икон от драгоценных камней. Дальше набат, крестьяне из окрестных деревень, самосуд...
Погибших чекистов с почестями похоронили у стены Казанского кремля. Именем одного из них — была названа (переименована) Екатерининская улица в Казани. Миф о героях-чекистах, погибших за советскую власть, держался свыше полувека.
После похорон чекистов начались массовые репрессии монахов-священнослужителей. Семьи крестьян и сами участники самосуда окончили свои дни в Соловецкой тюрьме. Но монастырь так и не был полностью закрыт, слишком большой силой оказались верующие прихожане. Закрыли его только в 1928 году, а в 1930-м власти окончательно расправились с монахами Раифы, считая их косвенными виновниками массового сопротивления крестьян коллективизации.
А потом годы прошли еще, и пришло понимание, что даже словесная, документальная, просто сохраняемая в памяти "кровная месть" ничего для людей не несет. В войне народа с народом победителей не бывает, а если считать иначе, то нет конца и самой этой войне. И тогда в 2006 году встал здесь этот памятник.
В июне 1918 года здесь произошла трагедия,жертвами которой стали сотрудники КазГубЧК Лавринович П.А., Копко Ф.К., Несмелов В.В., 4 красноармейца и священнослужители монастыря.
Не важно, кто был виноват.
Земля погибшим пухом будет.
Как символ примиренья пусть
Сей памятник потомкам служит.
Спасибо всем, кто дочитал, и втройне - всем, кто разделяет эти мысли. А ваша Лиса Леся под такими статьями не пишет ничего о лайках, комментариях и прочем...