Найти в Дзене
Александр Васькин

Плисецкая и Брик: две подруги

Продолжаю рассказ о героях своей книги "Повседневная жизнь советской богемы от Лили Брик до Галины Брежневой". Майя Михайловна Плисецкая и Лиля Юрьевна Брик дружили еще с тех пор, когда Брик жила на Арбате, с Спасопесковском переулке, в старом доме без лифта, что осложняло жизнь стареющей Лиле, потому она и обменяла квартиру на престижный Кутузовский проспект (дом 4). Брик, где бы она ни жила, превращала свое обиталище в салон, так было и на Арбате, куда приходила Плисецкая, и где она познакомилась с композитором Родионом Константиновичем Щедриным. Так что Лиля Брик стала для них больше чем подругой. А мужа Лилия Брик - Василия Катаняна - с Щедриным связывали и творческие музы. Щедрин сочинил музыку к его пьесе «Они знали Маяковского», а Катанян написал либретто для первой оперы композитора «Не только любовь». Они дружили семьями и жили в одном доме на Кутузовском.

На обложке книги - Лиля Брик
На обложке книги - Лиля Брик

Плисецкая вспоминала: «У Бриков всегда было захватывающе интересно. Это был художественный салон, каких в России до революции было немало. Но большевики, жестоко расправившиеся со всеми “интеллигентскими штучками”, поотправляли российских “салонщиков” к праотцам, по тюрьмам да в Сибирь. К концу пятидесятых, думаю, это был единственный салон в Москве… Лиля дружила с Пастернаком, Пабло Нерудой, Шагалом, Фернаном Леже, Мейерхольдом, Эйзенштейном, Хлебниковым, Назымом Хикметом, Айседорой Дункан. И главное. Для меня. Лиля очень любила балет. В юности она изучала классический танец. Пробовала сама танцевать. Кичилась передо мной пожелтевшими, вылинявшими фотографиями, где была увековечена в лебединой пачке на пуантах. При первом просмотре Лилиных фото я ее уколола: "Левая пятка не так повернута". - "Я хотела Вас удивить, а Вы про пятку". Лиля и Катанян не пропускали ни одного моего спектакля. И всякий раз слали на сцену гигантские корзины цветов".

Лиля Брик в образе балерины
Лиля Брик в образе балерины

Как-то в 1959 году Плисецкая пришла по-соседски посоветоваться с Лилей: на Мосфильме снимают фильм-оперу «Хованщина» и режиссер Строева предложила балерине роль Персидки-соблазнительницы, которая обнажает в кадре свою грудь. Это было неслыханно по тем ханжеским временам, что вызвало у Плисецкой закономерные опасения. Однако Лиля поддержала: надо показать не только голую грудь всем советским людям, но и снять нижнюю часть одежды, шаровары. Щедрин, присутствующий при этом, ревнуя грудь жены к экрану, предлагал вовсе отказаться от съемок. Неизвестно, состоялась бы сексуальная революция в советском кинематографе, но балерина заболела, и замысел смелой режиссерши так и остался в мыслях, Плисецкая снялась в кинофильме в костюме, что также способствовало успеху – за музыку он был номинирован на «Оскар» (композитором был заявлен Шостакович, предложивший свою версию партитуры Мусоргского).

Майя Плисецкая, фото из открытых источников
Майя Плисецкая, фото из открытых источников

У Бриков было не только интересно, но и вкусно и щедро. Майя Михайловна поражалась, как Лиля сорила деньгами, которых "у нее водилось видимо-невидимо". А вот и обеденный стол: "Уютно прислонившийся к стене, на которой один к другому красовались оригиналы Шагала, Малевича, Леже, Пиросмани, живописные работы самого Маяковского, — всегда полон был яств. Икра, лососина, балык, окорок, соленые грибы, ледяная водка, настоенная по весне на почках черной смородины. А с французской оказией – свежие устрицы, мули, пахучие сыры… Но в один прекрасный день Лиля оказалась нищей. Хрущев, правитель взбалмошный, непредсказуемый, безо всякого предупреждения приказал прекратить выплаты наследникам Маяковского, Горького, А. Толстого. Стабильно на Руси только горе да слезы. Лиля внезапно оказалась на мели. Стала распродавать вещи. И даже тогда Лиля делала царские подарки. Именно в ее безденежные годы она подарила мне бриллиантовые серьги, которые и сегодня со мной…» – вспоминала балерина. Да, чтобы не забыть, мули – это не персонажи знаменитого фильма «Подкидыш» («Муля, не нервируй меня!»), а мидии, по-французски мoules...

Две балерины на один дом - это было бы слишком. Хорошо, что Лиля Брик не танцевала! Фото непревзойденной Майи Плисецкой, из открытых источников
Две балерины на один дом - это было бы слишком. Хорошо, что Лиля Брик не танцевала! Фото непревзойденной Майи Плисецкой, из открытых источников

Благодарю Вас за внимание, как пишут в таких случаях, не забудьте подписаться на мой канал и лайкнуть. 😊 С уважением, Александр Анатольевич Васькин - писатель, культуролог, историк Москвы и советской повседневности, автор и ведущий программ на радио "Орфей". Сайт: александр-васькин.рф, YouTube-канал: Александр Васькин, Facebook. Продолжение рассказа о советской богеме (из моей книги) здесь:

Легенды Дома литераторов: роскошный ресторан и гардеробщик Афоня

Дом Плисецкой на Кутузовском. Жучки в постели

"Дети Арбата" Анатолия Рыбакова. Старожилы Кутузовского проспекта

Салон Лили Брик на Кутузовском. Катанян и Катанянша

Ее пытал сам Абакумов. Трагедия Галины Серебряковой

Советский андеграунд или хиппи с Каретного ряда

А вот и мой аудиорассказ о советской богеме (в трех частях):