Найти в Дзене

Как советские "Три мушкетёра" очаровали зрителей? Случайный успех, или тщательный расчет режиссёра?

Посмотрев знаменитую экранизацию 1979 г., все многие советские парни решали стать мушкетерами, мечтали сражаться против гвардейцев кардинала. А многие девушки - желали хоть немного уподобиться красавицам Констанции и миледи, некоторые даже копировали их внешность и манеры.

Почему же этот фильм стал таким популярным? Вероятно, режиссёр по-настоящему проникся романом Дюма. Известно, что Юнгвальд-Хилькевич целых четыре года провёл на кровати (с 14 до 18 лет), страдая от остеомиелита. По его словам, именно книги Дюма помогли тогда не сойти с ума.

Конечно, страстная мотивация - необходимое условие для создания популярных фильмов. Но были другие факторы.

Привлекательный сюжет

Перед зрителями разворачивается экзотика средневековья: костюмы, шпаги, оригинальный кодекс чести. Мы с удивлением узнаем, какая грандиозная интрига развивается вокруг подвесок королевы, из-за каких, казалось бы, пустяков вызывали на дуэли и т.д.

Погружаешься в новую, особенную атмосферу, с удовольствием абстрагируясь от привычной реальности.

Хороший подбор актеров

Создатели фильма отлично  выбрали исполнителей.

Улыбчивый Михаил Боярский явно стал лучшей кандидатурой на роль Д'Артаньяна, чем первоначально планировавшийся серьезный Александр Абдулов.

кадры из фильма "Три мушкетёра"
кадры из фильма "Три мушкетёра"

А Ирина Алфёрова, как мне кажется, сыграла Констанцию Бонасье лучше, чем это сделала бы Евгения Симонова (правда, к сожалению, у Алферовой отняли её голос при озвучивании).

кадры из фильма "Три мушкетёра"
кадры из фильма "Три мушкетёра"

А какой великолепный кардинал! Юный 26-летний Александр Трофимов блестяще изобразил зловещего интригана. 

кадры из фильма "Три мушкетёра"
кадры из фильма "Три мушкетёра"

Мушкетёры тоже хороши - прямо как в книге: меланхоличный Атос (Вениамин Смехов), бесшабашный простодушный Портос (Валентин Смирнитский), жеманный слащавый Арамис (Игорь Старыгин).

кадр из фильма "Три мушкетёра"
кадр из фильма "Три мушкетёра"

А мурлычащий Олег Табаков в роли короля? Нежно-трепетная Фрейндлих в роли королевы? Образы получились забавные и интересные.

Разве что Елена Цыплакова удивила резкой сменой амплуа: после сильной духом Зоси в "Школьном вальсе" - вдруг такой непрестижный образ служанки Кэти. Которая бросается с поцелуями на первого встречного едва знакомого Д'Артаньяна.

кадры из фильма "Три мушкетёра"
кадры из фильма "Три мушкетёра"

Ну и образ миледи в исполнении Маргарита Тереховой вызвал немало споров. Одни подчеркивали, что миледи должна быть моложе и более спокойной, а более снисходительные зрители указывали, что в фильме просто дана особая трактовка персонажа.

кадры из фильма "Три мушкетёра"
кадры из фильма "Три мушкетёра"

Песни

Конечно, музыкальная составляющая стала важным фактором успеха. Считаю Боярского хорошим певцом. Да, он несколько уступает по популярности Высоцкому и Лещенко, но его репертуар по-своему интересен. Терехова и Фрейндлих тоже неплохо исполнили свои партии.

Кто не помнит знаменитое: "Пора-пора-порадуемся на своём веку..."? Конечно, к философскому смыслу можно придраться - ведь по сути, это реклама безоглядного и безудержного гедонизма.

Но ведь песня неплохая, не так ли?

Психологическое влияние

В целом, "Три мушкетёра" - это эффективное проявление гипертимности, квинтэссенция весёлых и авантюрных качеств характера, которые хотя бы в зародыше, хотя бы потенциально, но есть в каждом из нас.

https://yandex.ru/images/
https://yandex.ru/images/

Здесь ярко выражен особый тип личности, и в этом плане персонаж Боярского кое-чем весьма напоминает персонажа Куравлева в "Афоне".

Даже мрачные ворчливые зрители при просмотре наверняка выдадут хоть пару скупых улыбок. А уж тот, кто сам в душе - неистовый мушкетер, и вовсе ввергается в бурю восторга на волне сопереживания...

Гармоничное соотношение разных элементов

Обратите внимание, как грамотно в фильме сочетаются различные достоинства: яркие актёрские роли, сюжет, музыка. Ни один элемент не затмевает других.

К тому же, режиссёр (точнее, сценарист) мудро провёл масштабную редукцию, убрав из экранизации, например, слуг мушкетёров (в книге их тоже четверо). 

А вот за шикарную сцену обеда Портоса обидно - в книге это отличный ироничный эпизод.

В общем, получился весьма грамотно сваренный кино-суп. Понятно, что далеко не всем современным зрителем это блюдо по вкусу. Но в своё время "Три мушкетёра" гремели на весь Советский Союз, а уличная шпана радостно распевала на улицах: "пора-пора-порадуемся на своём веку, красавице и кубку, счастливому клинку...".

Ну и следует признать важность ещё одного фактора успеха - отсутствие конкуренции. Что-то мне подсказывает, что покажи центральное телевидение в начале восьмидесятых сериалы "Просто Мария", "Богатые тоже плачут", "Санта-Барбара", советские зрители предпочли бы их. Но их тогда не было, даже "Рабыня Изаура" ещё только маячила вдалеке.

И это хорошо - всему своё время...

А что вы думаете о причинах успеха "Трёх мушкетёров"? Нравится ли вам этот фильм или нет, и почему?
Если статья интересна, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.