Найти тему

Секреты уникальности комедии Жака Тати

Француз с русскими корнями Жак Тати - не особенно известный в широких кругах комедиограф. Его вторая полнометражная работа «Каникулы Господина Юло» принесла ему номинацию на Оскар за лучший сценарий, но что важней в этом фильме появился постоянный в его последующих фильмах эксцентричный образ Юло. Тати демонстрирует повседневность отдыхающих на пляже во Франции, без какого-либо сюжета и с минимумом диалогов. Комедия и пародийность фильма изящно обыгрывают злоключения беззаботных туристов.

Господин Юло представлен нам как неуклюжий долговязый джентльмен, который постоянно наклоняется вперед и ходит на цыпочках. Юло носит забавную шляпу и длинную трубку, свисающую изо рта в большинстве сцен. С его руками, постоянно упирающимися в бедра, и любопытным выражением лица, трудно сказать, умный Юло или деревенский дурачок. Он нюхает случайные предметы, неуклюже проваливается в дверные проемы или создает неудобства в общественных местах, Юло ищет развлечений и его выходки хорошо контрастируют с более серьезными, ищущими порядка отдыхающими.

-2

Контраст между Юло и другими персонажами с самого начала подчеркивается тем, как они попадают в отель. Все отдыхающие приезжают на пляж в модных машинах, автобусах или на поезде, в то время как Юло едет на шатком, старом драндулете, части которого отваливаются во время движения. Автомобиль выглядит так, будто никогда не доберется до отеля. Автомобиль, чей клоунский клаксон не разбудит даже спящую собаку на улице. Этот реквизит фигурирует в фильме, довольно часто, и постоянно доставляет Юло проблемы.

-3

Детская игривость Юло делит отдыхающих на две группы: тех, которые идентифицируют себя с Юло, симпатизируя ему, и тех, которые считают его нежелательным соседом по отпуску. На протяжении всего фильма Юло раздражает более сдержанных гостей своей громкой музыкой и игрой в пинг-понг. Однако не все согласны с тем, что он доставляет неудобства. Мартина проявляет интерес к Юло, потому что он отличается от остальных, и детям тоже нравится наблюдать за ним.

На протяжении всего фильма Тати грамотно использует посторонние объекты для создания комических ситуаций. Например, в одной из сцен Юло облагораживает маленькую лодку и ставит банку с краской на песок рядом с собой. По мере того, как прилив прибывает и убывает, баллончик с краской переносится взад и вперед, в то время как Юло почти не замечает этого. Позже в этой сцене та самая лодка складывается пополам вместе с самим Юло. Пока он пытается освободиться, лодка производит определенные движения, из-за чего с берега кажется, что надвигается гигантская акула, и все посетители пляжа в страхе разбегаются. Тати почти всегда дает в руки Юло предметы, которые он использует для усиления гэгов в картине. В таких комедийных ситуациях Юло использует удочку, стек для верховой езды, теннисную ракетку, чемоданы и многие другие предметы, которые можно найти на отдыхе.

Уникальное использование мизансцены завораживает, даже когда повествование лишено комедийных элементов. Многие сцены сняты слоями, в передней, средней и задней частях кадра течет жизнь и всегда есть какое-то действие. Переходы сцен всегда сопровождаются повторяющейся песней, подчеркивая, что этот отдых просто «день сурка». Все элементы из вышеперечисленные абзацов не только создают этот очаровательный и причудливый фильм, но и составляют авторский стиль комедии Тати, который ни с кем не спутать.

Если вам понравился этот текст, то подписывайтесь на мой канал в телеграме "Колонка Мистера Фокса", где я еще больше касаюсь самого красивого мошенничества в мире - кино.