Парвиз Абдушукуров, заместитель генерального директора по операционной деятельности, главный инженер, вице-президент по тепловому бизнесу ПАО «Фортум», считает, что законопроект о передаче сетей не решит проблем, с которыми должен бороться, и ориентирован прежде всего на защиту интересов застройщика. Мало того, он может создать почву для получения застройщиком необоснованной выгоды.
— Как нам видится, данный законопроект разрабатывается исключительно с целью лоббирования желаний застройщиков. Сегодня РСО с момента заключения договора обязана построить и сдать в эксплуатацию сеть до стенки дома потребителя в срок не более 18 месяцев и по цене, установленной органом регулирования. Вроде бы все правильно: соблюдаются вопросы качества, безопасности и разумности цены. Однако на самом деле застройщики часто принимают решение строить сети самостоятельно, якобы для ускорения и удешевления процесса подключения к тепловым сетям. При этом после ввода этих сетей у всех участников появляются новые проблемы. Так, застройщику необходимо решать, как эксплуатировать сети (а это серьезная задача: необходимо получать лицензии, содержать специализированный персонал — все это не является профильной деятельностью строительных организаций). А муниципалитет впоследствии сталкивается с проблемами бесхозных сетей в случае, если застройщик бросил сети или отказался от них. У органа регулирования возникает проблема роста тарифа, если появляется арендатор. Арендаторы получают деньги с Единой теплоснабжающей организации (далее — ЕТО) на основании установленного тарифа на передачу, но не вкладывают в сети до тех пор, пока техническое состояние недавно построенных сетей это позволяет. После исчерпания ресурса этих тепловых сетей договор аренды расторгается, бывший арендатор остается с деньгами, а муниципалитет и ЕТО — с «бесхозом». В конечном счете страдает потребитель, который платит за тепло по тарифу, учитывающему инвестиции в обеспечение надежности, но в относительно новых районах застройки не получают надлежащей услуги теплоснабжения.
Также важно понимать, что предлагаемый законопроект по сути легализует для застройщика повторное получение денежных средств за строительство подводящих сетей, хотя в цену квадратного метра жилья все эти затраты уже включены. По-моему мнению, целесообразно не дорабатывать, а в принципе отказаться от дальнейшей разработки данного законопроекта. Дело в том, что он на самом деле не решает ни одной действительной проблемы, связанной с подключением к системам ресурсоснабжения, но также несет риски и противоречия с действующим законодательством. При этом проблему нужно решать коренным образом. Обязательной нормой, как мне кажется, должно быть строительство сетей до «стенки дома» силами ЕТО, которая потом и будет эксплуатировать эти сети как профессиональный участник этого процесса и как организация, ответственная за теплоснабжение потребителей именно в точке «на стене дома». Вопросы ускорения и оптимизации стоимости подключения нужно решать иначе. Прокладка сетей в нормативном 18-месячном сроке подключения требует максимум 3 месяца, остальное время занимает процесс оформления земельного участка для будущего строительства. Поэтому необходимо максимально упростить разрешительные процедуры для такого строительства, а именно отменить получение разрешения на строительство при прокладке сетей в рамках подключения (в ряде субъектов приняты такие законы, но они ограничены параметрами тепловой сети), упростить выделение земельных участков под строительство — с выделением участков под возведение дома сразу выделять земельные коридоры под коммунальную инфраструктуру, оформлять на эти коридоры сервитут. Что касается оптимизации стоимости подключения, то здесь может (и уже работает, например, в Челябинске) рыночный механизм: если застройщик готов построить тепловую сеть дешевле, чем цена, которую установил орган регулирования, и с соблюдением требований ЕТО по качеству, то ЕТО готова отдать всю плату за подключение такому застройщику по договору технического заказчика. Таким образом, застройщик под техническим контролем ЕТО сам освоит свои же средства, сам будет управлять рисками своевременного создания сетевой инфраструктуры.