Найти тему
Evologika

Финансовая мотивация сотрудников. Часть 2. Как выделить КПЭ сотрудника

Как выделить показатели эффективности. 5 важных критериев

Ключевые показатели эффективности — это числовые (количественные) индикаторы того, насколько достигается ценный конечный продукт.

С формулой начисления заработной платы мы разобрались в предыдущей статье, а также рассказали о простом алгоритме начисления зарплаты из 5 шагов:

Но один из самых сложных и не особо «приятных» шагов в этом алгоритме – это правильное выделение показателей эффективности. Действительно, если ценные конечные продукты функций сотрудника мы выделить можем с легкостью,  то над оцифровкой показателей нужно подумать.

В сегодняшней статье мы поделимся с вами 5 важными критериями выделения показателей. Они помогут вам верно выделить и рассчитать  показатели .

Критерий № 1. Любой КПЭ должен исходить из Ценного конечного продукта

Мы формируем показатели не просто так, а ориентируемся на результат, который дает сотрудник компании благодаря своему труду.

Приведем пример с пекарем.

-2

Два показателя, которые мы вывели из ЦКП действительно важны для компании:

– выполняешь план по количеству пирогов - больше выручки;

– чем меньше брака, тем меньше расходов у компании.

-3

Пример: У менеджера основные показатели эффективности - это объем продаж, конверсия и средний чек. Они определенно влияют на выручку. Но если мы начнем мельчить и введем для расчета зарплаты например, показатели: среднее время перехода от одного шага закрытия сделки до другого или конверсия из звонка в интерес, конверсия из интереса в коммерческое предложение, то:

а) вы не увидите особого эффекта в замере;

б) демотивируете кучей показателей сотрудников.

Такие детальные показатели можно замерять, чтобы контролировать выполнение работы сотрудником в течении дня и оценивать работу бизнес-процесса, но включать в расчет зарплаты не рекомендуется.

Критерий № 2. Информативный и однозначный

-4

Мы и сотрудник должны одинаково понимать, что означает выбранный для начисления зарплаты показатель.  Ни у вас, ни у сотрудника при оцифровке результатов по этому показателю не должно возникать двойных суждений. Есть много случаев, когда руководство выделяет сложные непонятные сотрудникам показатели. Они просто не знают, как их достигать и замерять. Результатом этого может оказаться бесполезное работа по созданию системы мотивации на основе КПЭ. Время потратили, а показатели непонятны.

Простые примеры показателей: количество, сумма, процент, объем. Сложные примеры: Производительность за смену по 5 категории оборудования, нормированная на одного работника организации

Критерий № 3. Простой для сбора

-5

Если мы вводим показатель, то мы должны заранее подумать, как мы будем его замерять. Есть ли у нас возможность замера и сбора исходные данных для этого показателя? Или нужно разработать и информационную систему для того, чтобы начать собирать такой показатель. Если возможности для сбора такого показателя нет, то очевидно и зарплату к нему вы привязать не  сможете.

Критерий № 4. Достижимый и зависеть от работы сотрудника

-6

Если мы введём показатель, на который сотрудник не может влиять или влияет не один, то в расчет зарплаты такой показатель естественно не следует включать. Например, часто маркетологам ошибочно ставят в расчет показатель «сумма денег», которую принес маркетолог благодаря своей работе. Но ведь на этот показатель влияет и работа отдела продаж, который закрывает входящие  обращения. Также показатели не должны противоречить друг другу и не быть конфликтными.

Пример конфликтных показателей: Отделу продаж вы ставите задачу – закрыть, как можно больше сделок. Они начинают раздавать скидки, чтобы закрыть больше сделок. А производству ставите задачу – работать по высоким стандартам качества в соответствии с требованиями. Но чем больше скидок, тем меньше оборота, а значит производству не хватит бюджета на выполнение требований качества. Придется закупать материалы дешевле, а значит себестоимость продукции падает.

Критерий №5. Иметь достаточный диапазон возможных значений

-7

Показатель должен иметь количество значений, которые он может принимать больше 10. Если диапазон значений будет мал, то оценить результат будет сложно.

Приведем пример показателя, который может принимать только три значения: 0,1,2.

Мы принимаем за плановое значение - 2 (максимум), но сотрудник выполнил значение 1. Это значит, что показатель выполнен только на 50%. А если он сработал лучше чем на 50%? Приблизился к значению 2, но не дотянул немного. Это может показаться сотруднику несправедливым и окончательно демотивировать его.

Итак,

-8

Эвологика работает с микро и малым бизнесом. Это значит, что все статьи и материалы мы пишем для собственников и руководителей таких компаний. Мы стараемся донести сложные вещи простым языком и не используем профессиональные термины и заумные выражения, потому что предпринимателям некогда разбираться. Им важна польза и быстрый результат.

Подписывайтесь на нашу рассылку, чтобы не пропускать новые интересные статьи:

Наш сайт

Мы в Instagram

Мы в Facebook

Мы в Вконтакте

Мы в телеграм

Хотите научиться мотивировать свою команду и отстроить бизнес-процессы в компании? Переходите по ссылкам на наши онлайн-практикумы.