В конце ХХ в. в Каргопольском районе (Архангельская обл.) в крестьянском доме на полке-божнице возле икон были найдены образцы золотого шитья. На одном из них по темно-синей материи золотом и серебром вышита женская фигура: крупные черты напряженного лица, крепкий стан, сложенные под грудью руки. Первое предположение, что это местночтимая святая, так как есть сходство с ранее широко-распространенным явлением икон-пелен. Однако, в таком случае здесь должна присутствовать подпись с именем этой святой, как это принято и встречается даже в самых примитивных шитых, резных или живописных иконах.
Само шитье размером 10,0 х 16,0 см, выполнено на материи фабричного производства. Края грубо подрублены белыми нитками на швейной машинке. С изнанки подшита "сорочка" из вылинявшей синей набивной бумажной ткани в полоску. Сзади прикреплена петелька. По "карте" вплотную наложены тонкие шелковые нити, оплетенные металлической канителью. Золотые нити покрывают всю фигуру: лицо, одежду, обувь. Они притянуты к основе бумажной ниткой так, что в результате создается несложный узор "ягодкой": крупные "ягодки" на юбке, и малые — на лифе сарафана. Золотая нить обрамляет голову и вырисовывает типичное для жителей Каргополья круглое лицо и зачесанные на прямой пробор волосы. Серебряной нитью гладью вышиты брови и глаза, нос, рот и руки. Силуэт фигуры обегает тонкий золотой шов в одну нитку "тамбуром". Местное название — "мышья тропка", по бокам он завивается в кольца. По костюму видно, что перед нами изображение крестьянки в повседневной одежде.
"Вышивка эта сделана по завету. У женщины из нашей волости (ее уже нет в живых, а имени теперь не припомню) болела голова. Она положила завет, вышила саму себя и снесла изображение в часовню к иконам богородицы и Макария Унженского (его особо почитали у нас). В волости нашей был такой обычай: у кого что болит — вышить и повесить в часовне. Прежде изображений таких было там много". (Савина У.И.)
Вышивали больные части тела и несли в церковь либо в часовню. "Заветили" ("завечали") и вещи: если болела голова — новый платок, если нога — чулок.
«В церковь придут и держат шитье во время службы, а после положат к иконе. Кто не мог сам сделать вышивку, просил в церкви у старосты: "Дай мне ручку по держать". Вышивку возьмет, на больную руку наложит на ленточке и стоит обедню". (Шепелева З.М.)
Само шитье являлось не жертвой, а своеобразной молитвой об исцелении. Об этом ясно свидетельствует образец с "просительной" надписью. Жертвой же было приношение — "приклад".