Начинающие PR-специалисты попадают впросак из-за недостаточного опыта — микро-моменты познаются только на практике, старшие коллеги могут даже не догадываться, что их не понимают другие — всё же ясно как день. PR Partner с юмором о том, чего делать не стоит.
1. Ждать до последнего. Дедлайн по комментарию только через 6 часов? Начинайте готовить текст за полчаса — вы успеете написать, спикер — согласовать, а журналист не найдёт других кандидатов для публикации среди конкурентов клиента, будет ждать именно вашего ответа.
На самом деле — готовить материал нужно, как только вы получили запрос. Например, прием комментариев может закончиться досрочно из-за большого потока. Так чаще всего происходит с запросами топовых СМИ. Например, РБК.
2. Брать фактуру из соцсетей. Берите в работу посты популярных блогеров, ведь они тоже эксперты. Конечно, на исследования времени чаще всего не тратят, но разве это важно? Можно бросаться цифрами и без доказательств. А судьи кто?
Новые медиа требуют меньшей подготовки перед публикацией, там больше свободы и каждый может стать СМИ (а точнее аккаунт с аудиторией от 3 тыс. подписчиков). Поэтому ложной информации в соцсетях больше, чем в известных новостных изданиях. В идеале не брать фактуру из соцсетей. Но могут быть исключения — например, вы можете составить план будущего текста на основе экспертного поста из Инстаграм, почерпнуть идеи и тренды, а после проверить фактуру в официальных источниках.
3. Избегать фактчекинга. Смело пропускайте этап проверки фактов, лучше потратьте это время на художественную редактуру текста и выбор фотографии спикера, выпейте ещё чая. Разве кто-то может писать ложную информацию в интернете?
Может казаться, что вы в теме и полностью согласны с источником, но лучше проверить факты десять раз, чем попасться на публикации фальши. Чек-лист по проведению фактчекинга уже публиковали здесь.
4. Не делать заметки. Журналист будет рад, если вы позвоните ему несколько раз по одному и тому же материалу. Подумаешь, не поставили галочку напротив его имени — с кем не бывает. Да, и в конце концов — «Повторение — мать учения».
База журналистов ведется чаще всего в программах вроде Microsoft Excel, Google Таблицы, Numbers и пр. Чтобы не путаться — кому звонили, а кому нет — делайте отметки, плюс прописывайте комментарии о договоренностях.
5. Звонить пока журы терпят. Будьте настойчивы — если вас просят больше не присылать пресс-релизы, продолжайте. «Нет» — значит «да».
Число изданий ограничено, поэтому если стоит выбор между «опубликовать текст клиента любой ценой» и «сохранить дружбу со СМИ», то лучше выбрать второе. Если будете спамить звонками и письмами, то потеряете ценный контакт.
6. Полагаться на редактора. Нет смысла вычитывать текст на ошибки. Подумаете корявые обороты, опечатки и жаргон — редактор всё равно откорректирует под себя, сам поправит, ему нужна голая фактура, да и только.
На практике в работу берутся тексты с интересными фактами, цифрами, которые нужно минимально править. Через редактора ежедневно проходят десятки статей, а новости становятся неактуальными со скоростью света — чем меньше изменений, тем быстрее материал будет опубликован в ленте.
7. Торопить дизайнера. В вашем агентстве один спец по верстке макетов? Не присылайте задачу за две-три недели до сдачи — одного дня и даже вечера достаточно! Дизайнер поставит ваш проект в приоритет, с удовольствием останется на ночь и нарисует макет пресс-кита с нуля, без референсов и сразу в точку. И не утруждайте себя — прописывать четкое ТЗ тоже не нужно, просто потом напишете кучу правок или скажите, что всё не так — стандартная практика.
Если часть работы требуется передать сотруднику другого профиля или отдела, то это нужно делать как можно раньше, чтобы ваш коллега смог найти время в потоке дел, выполнил всё в срок, и ещё осталось время на доработки.
Хотите научиться работать в пиар и не быть героем вредных советов? Оставляйте контакты, будем рады пригласить на стажировку.
Если у вас есть свои вредные советы по теме, пишите в комментариях.