ДОВОД
Парадоксально, но факт: я нереально люблю режиссуру и сценарии Кристофера Нолана, но при этом из всех его фильмов мне по-настоящему нравятся лишь два. Как такое возможно вообще — вопрос хороший, и я постараюсь в этом посте на него ответить, а пока лишь скажу, что два фильма, которые мне действительно понравились, это студийный дебют режиссёра — картина «Помни», отзыв на которую я писал не так давно, и апофеоз его гениальности — сногсшибательное «Начало», вообще ставшее одним из лучших образчиков киноискусства последнего десятилетия. За всеми остальными лентами я, несомненно, признаю чрезвычайно высокий уровень качества, но на душу они мне не ложатся.
А вот что бьёт мне в самое сердце — это смелые эксперименты, заточенные под очень крутые неординарные идеи. Именно идейность Нолановских сюжетов, подаваемая им в теле не какого-нибудь забористого артхауса, а максимально народного блокбастера, делает его одним из самых влиятельных режиссёров нашего времени, с чьим именем уже давным-давно прочно ассоциируется слово "Гений".
Нолан снимает умное кино, кино-головоломку, но не такое, где надо закопаться в глубинные смыслы и неоднозначные метафоры, а такое, где просто для того, чтобы въехать в происходящее на экране, придётся нормально напрячь мозги.
Для примера, картина «Помни» была бы весьма заурядной историей, если бы не гениальная фишка с повествованием, текущим от финала ленты к её началу — из-за такого подхода смотреть кино гораздо интереснее, но и намного сложнее, много фактов следует держать в голове, выстраивая их ещё и в правильную хронологическую последовательность. При одноразовом просмотре сделать это может быть сложновато.
Вообще, нелинейное повествование это, можно сказать, фирменный стиль режиссёра — параллельно рассказывать о событиях, происходящих в разных временных отрезках (или на разных уровнях сна и реальности) Нолан начал ещё в своих ранних работах, а новый фильм, добравшийся наконец до больших экранов — «Довод» — является апофеозом всей концепции.
Строго говоря, как шпионский боевик, как жанровая поделка, как кино, в конце концов, «Довод» довольно средний. У него есть проблемы с первым актом, содержащим в себе множество одноразовых персонажей, и перегруженном вступительными сценами, у него есть проблемы с логикой финала, с картонностью некоторых персонажей, да, короче, хватает у него проблем. И будь это обычный фильм про некоего героя, который пытается остановить некоего злодея, и все вот эти шпионства, бои, предательства и т.п. — мы получили бы очередную проходную серию Бондианы, на которую режиссёр и равнялся при создании ленты. Но фишка Нолана в том, что у него всегда есть «фишка» (уж простите за тавтологию). Вплетаешь эту фишку в банальный сюжет, и получаешь весьма неординарный проект, который будет за версту выделяться из массы ему подобных.
Вот именно за это я и уважаю Нолана, как режиссёра, хоть и не особо люблю фильмы, которые он снимает. Меня восхищает именно подход человека, не имеющего даже киношного образования, который завалился в индустрию со своими "фишками", и разрывает её уже два десятка лет.
Фишкой «Довода» стала инверсия времени — и черт возьми, к этому надо привыкнуть. Когда на экране появляются персонажи, для каждого из которых время течет в своём направлении, выстроить причинно-следственные цепочки в мозгу по первости очень непросто. Но после хитрой двойной сцены лично у меня всё уже встало таки на свои места (да, только ближе к концу ленты, но встало ведь). Уже за одно это ощущение головоломки я прощаю фильму вообще все его неполноценности персонажей, сценария и монтажа. На самом деле, создаётся полное ощущение, что формообразующей в данном случае являлась именно концепции инверсии времени, а сюжет был наложен на неё, как немного вторичная деталь, то же можно сказать и про персонажей (то, что фильму не обязательны центральные персонажи, Нолан показывал нам ещё в «Дюнкерке», так что нечему тут удивляться). Конечно, это делает «Довод» сильно недотягивающим по уровню качества до того же «Начала», где, помимо фишки со снами, были ещё и прекрасные характеры, и идеально играющие актёры, и очень крутая драма.
В «Доводе» же драмы нет, актёры играют средне, выделил бы только Роберта Паттинсона (ни Кеннет Брана, ни очень мною любимая ещё со времён агентов АНКЛ Элизабет Дебики, ни Джон Дэвид Вашингтон какой-то потрясающей харизмой здесь не блещут, да и сценарий к этому не располагает).
Зато здесь очень крутой саундтрек — если в Квизах по кино его включат и спросят, что за фильм, то я сразу узнаю, а для меня это большая редкость)) (я именно про фоновый звук, если что, какой-то конкретной центральной музыкальной темы а фильме я не запомнил).
Если подводить итоги, то это, несомненно, пока что один из самых крутых фильмов года, хотя конкуренция тут, конечно, не великая. Если оценивать его по шкале Нолана, то фильм этот крепкий середняк, если по шкале обычных блокбастеров, то это очень даже топ, который точно стоит просмотра, а то и не одного. Я то почти наверняка схожу на него повторно, уверен, получу не меньше удовольствия, чем в первый раз.
А моя субъективная оценка в этот раз будет 83/100. Идите скорее в кино (а если уже сходили, пишите что думаете, обсудим в комментариях — там можно со спойлерами).