Найти тему

Давайте познакомимся. Меня зовут – Батер Брэд. (Часть I)

Как летать безопасно?

С того самого момента, как ты выполнил свой первый самостоятельный полёт и на протяжении всей своей лётной жизни вплоть до завершения карьеры, каждый, кто посвятил жизнь небу, задаёт себе этот вопрос.

А вся лётная жизнь – это многие тысячи влётов и посадок, десятки тысяч лётных часов, которые минута к минуте слагаются в часы, сутки, месяцы, годы, проведённые в небе. И каждое мгновение этого времени, начиная с увеличения скорости самолёта на разбеге и вплоть до остановки самолёта после пробега, которым заканчивается полёт, ты должен быть готов к ситуации, когда внешние воздействие, состояние авиационной техники, собственные или чужие ошибки, преподнесут тебе испытание. И ты обязан пройти это испытание. Поэтому и задаёшь себе этот вопрос.

А если ты ещё и занимаешься лётным обучением, то к данному вопросу ты прибавляешь второй соизмеримый по важности вопрос:

Как научить летать безопасно?

Именно эти вопросы сподвигли меня лет тридцать назад заняться переложением скучных, но важных правил, написанных языком бюрократическим и формальным, на язык, который не только передаёт информацию, но и воздействует на эмоции.

По ходу короткое отступление по поводу лётных законов. Существует штамп, который, хоть и несёт вроде бы верный посыл, но по сути своей мне не нравится. Вот этот штамп:

Лётные законы написаны кровью.

В эпоху становления авиации так оно и было. Пробираясь через неизведанное, ты на определённом этапе обречён получать опыт методом проб и ошибок. И горький опыт, полученный в результате ошибок, ложится в основу правил и законов. Но время проходит. И небо уже не есть неизведанная среда. Многие проблемы, которые ещё не являлись причинами неприятностей уже можно и должно прогнозировать. И писать в наше время законы лучше не кровью, а здравым смыслом. Благо и мировое авиационное сообщество пришло к этому и объявило, что законы для устранения неприятностей нужно писать до того, как эти неисправности могут произойти. Это называется проактивный метод управления безопасностью полётов.

И всё же вернёмся к изучению и соблюдению авиационных законов. Как бы они не писались, кровью или здравым смыслов, но следовать этим законам нужно обязательно. Иначе проблемы не заставят себя ждать. А поскольку пилот отвечает не только за собственную безопасность, но и за своих пассажиров, то цена у нарушений велика.

А теперь зададимся вопросом:

А, что нужно, чтобы пилот следовал установленным требованиям?

В-первых, нужно, чтобы пилот знал эти требования. Это очевидно. Так же очевидным является тот факт, что информация, обличенная в эмоционально окрашенную форму, запоминается легче. Отсюда и появились Законы Батера Брэда. Более подробно об их создании написано здесь.

Но достаточно ли просто знать законы, чтобы иметь гарантию их выполнения?

К сожалению, опыт расследования авиационных происшествий говорит о том, что почти всегда лица, нарушающие установленные правила, правила эти знали. Значит одного знания недостаточно подумал я много-много лет назад. И начал облачать рассказы про эти правила в эмоциональную обёртку. Но написание текстов штука очень сложная. По крайней мере для меня. А написание текста, который должен передавать эмоции, вообще задача неподъёмная. И так я думал довольно долго пока у меня не появилась идея небольшого повествования, которое вроде, как и об авиации, и вроде, как не только об авиации. Но изложить содержание собственных мыслей на бумагу никак не удавалось. Текст застопорился и дальше просто не было слов. Хотя сюжет вот он. Как завершить повествование знаю. А на бумаге после слов

«Именно твоя профессия позволяет понимать, что солнце никогда не исчезает. Его лишь иногда закрывают от нас облака. Но за облаками всегда солнце»

повествование прекращается. Нет слов, мыслей, ничего. С пониманием того, что я взялся не за своё дело я спокойно сделал то, что делает большая часть мужского населения нашей страны, когда к ним приходит осознание собственной нереализованности. То есть лёг на диван. И в это момент внутренний голос просто закричал:

«Вставай и пиши!».

От неожиданности я испугался и побежал к компьютеру. Ещё бы не испугаться. Просто внутренний голос – это не совсем привычная штука, которая здоровое сознание смущает. А тут внутренний крик. И уже сидя перед клавиатурой я, немного успокоившись, сказал себе:

«Вот, я готов. Что писать?».

И пальцы сами стали стучать по клавишам:

«А ночью?»
Пауза затянулась, едва не превратившись в тишину.
«А ночью звезды. Тоже замечательная картина»
Мой собеседник опять замолчал ненадолго. То ли вспоминал что-то приятное, то ли решал — говорить не говорить.

И написалось дальше быстро аж до самого эпилога, который уже давно был мною запланирован, продуман и прочувствован, и к которому я никак не мог добраться.

Я разместил этот рассказ на форуме про авиацию на ветке, где размещались аналогичные тексты. (Сейчас этот рассказ можно прочесть здесь). Получив несколько положительных отзывов, я и думать забыл о своём «литературном» опыте. Пока через время, заглянув на свою почту не прочёл письмо, в котором были такие слова:

«Я уже несколько раз перечитываю Ваш рассказ и каждый раз, читая последний абзац, я ощущаю комок в горле».

Такие отзывы — это очень опасная штука. С одной стороны приятно, что тебя оценили, но с другой стороны понимаешь какая это ответственность – иметь способность передавать собственные эмоции своими текстами.

К тому же следует ещё пару слов сказать про рассказ «Странный пассажир», о котором здесь идёт речь.

В рассказе две основные идеи. Первая – как летать безопасно и вторая – как управлять собственной жизнью. Вернее, что делать в безвыходной ситуации. И если о необходимости говорить о безопасности передвижения по воздуху вполне понятное стремление человека, который почти всю свою профессиональную жизнь занимается лётным обучением, то со второй идеей всё много сложнее.

Всё дело в том, что перед написанием этого рассказа мне в жизни довелось три раза рассказывать почти незнакомым людям об идее, как нужно поступать в ситуации, если у тебя в жизни всё очень-очень-очень плохо. И так сложилось, что через время, каждый из тех, кому я рассказывал об этом встречался со мной. Кто случайно, а кто намеренно. И рассказывал, что когда я излагал ему эту идею, он или думал, на кой ляд мне эта информация, или считал, что мне легко излагать теории, когда у меня вроде как всё нормально, а ему, ну, очень тяжело. А потом, когда жизненная ситуация не оставляла выбора, они следовали простому совету:

«Порадоваться. Искренне порадоваться. Причины для радости есть всегда. Нужно уметь радоваться. И тогда ты сможешь производить эмоциональную энергию из радости, а не из страданий. Счастливый человек от несчастного отличается только тем, что умеет радоваться. И всё».

И о, чудо – это меняло жизненную ситуацию моих собеседников кардинально.

Осознание того, что ты располагаешь информацией, которая в этот момент кому-то может быть очень необходима есть очень серьёзный стимул (надеюсь, все знают, что слово стимул происходит от названия острой палки, которой погонщик погонял быка) для того, чтобы заняться написанием текстов для публикации.

Кроме того, творческий процесс – это самое приятное времяпрепровождение, которое только может позволить себе человек. А ещё писание, очень похоже на летание. В той части, что и в полёте, и в творчестве мы становимся другими и этими другими мы нравимся себе больше.

А если тебя вдруг объявят графоманом, то стоит воспользоваться советами, изложенными здесь («Не стреляйте в графомана»).