Некоторые мои знакомые считают все эти велопутешествия очень опасным занятием. Больше всего их пугает факт, что я путешествую совершенно один. Каждый раз когда начинаю рассказ про поездку, тут же перебивают и переспрашивают: Что совсем один? Видимо, такие люди считают, что в путешествие нужно ехать с кем нибудь, с другом, с женой, и тогда ничего не случится. Самый большой страх, что на одного путешественника обязательно кто-то нападет, скорее всего маньяк. Этот маньяк уже сидит в кустах на 45 километре трассы, мерзнет и ждет одинокого велосипедиста. Но это не самая страшная опасность в дороге. Давайте попорядку.
Маньяк из леса
В этом есть доля истины. Он, действительно сидит в кустах. Только этот маньяк не человек, это клещ. И встретить клеща гораздо проще, чем маньяка. Искать маньяка в лесу – бесполезное занятие. А вот клеща я ловил несколько раз. И даже на трассах в Западной Европе и Скандинавии. Поэтому осматривайте одежду на каждой остановке, после пересечения ручьев и ковыряния в кустах. Имейте при себе аптечку, а также нитку для извлечения клеща.
Другие опасные звери в лесу – это кабаны и медведи. Я очень много видел отчетов о медведях, которые бредут вдоль дороги и могут напасть на путешественника. Но все эти отчеты из Аляски или Канады. Остальные звери будут убегать от вас.
В Азии я видел множество змей, которые переползают дорогу. Но опасны те, что просто греются на обочине. Будьте внимательны и не совершите наезд на этих тварей. Как известно, змеи редко сами нападают. В основном они обороняются.
Гопники
Гопников можно встретить на окраине больших городов. Как в России, так и за границей. Если вас напрягает вид городских окраин и вы видите толпы мутной молодежи, которым скучно, то проезжайте мимо. В 21 веке вся скучающая молодежь сидит дома за компом, смотрит сериалы или тупит во Вконтакте.
Возможно, что гопники встретят вас сами на трассе. Просто подъедут на своей тонированной Ладе и решат пообщаться. Не показывайте страха, улыбайтесь, задавайте обычные вопросы. Спросите, где тут поблизости можно найти перекусить. Бывали случаи, когда вместо наезда на вас, человек (а гопник – тоже человек) предлагал вам еды или воды. Главное, не бухать с такими персонажами. У пьяных людей настроение меняется быстро и непредсказуемо.
Гопники могут денег попросить, для этого нужно иметь “кошелек дня”, в котором максимум лежат 200 рублей. А остальные деньги у вас спрятаны в другом кармашке.
Если вы решили остановиться на ночлег вблизи населенного пункта, убедитесь, что вы не вызвали ни у кого любопытства, когда заехали в местную “пятерочку” за провизией. А то через пару часов к вам могут заскочить странные гости на огонек.
Главное при встрече с такими людьми – не дать отобрать велосипед. На вопросы странных людей “Сколько стоит велосипед” нужно называть цену Ашан-байка. Если велосипед у вас украли – то сразу обращайтесь в местную полицию.
Милиция
У населения страны доверие к полиции на самом низком уровне. На дорогах вам могут повстречаться посты ДПС. Но ГИБДД-шникам вы тоже не особо нужны. Можете попробовать сами к ним поприставать, вы же гражданин и имеете право на помощь со стороны представителей власти. Не стесняйтесь и пользуйтесь. Например, иногда можно попросить воды, позаряжать телефон на посту или переждать дождь.
Неадекватные водители
Такие тоже случаются. Главное здесь не вступать в конфликт и дать ему уехать. Водитель на трассе едет всегда в одном направлении и не любит разворачиваться.
Конфликт может возникнуть просто по причине того, что вы раздражали водителя своей ездой. Не знаю как это возможно. Но я встречал таких на трассе. Люди под воздействием стресса всегда стараются выместить его на том, кто слабже. А велосипедист по иерархии считается слабее водителя легковушки. Не знаю, кто придумал такую иерархию, но когда на вас наезжают, то руководствуются именно этим. Мне гудели сзади водители-обочечники. Мимо меня проезжали и говорили гадости, что я идиот и еду на велосипеде. Постарайтесь не злиться и пропускайте все мимо ушей. Не впускайте в себя негатив озлобленных на жизнь людей. Не портите себе настроение от поездки.
Если водитель решил до вас докопаться, сворачивайте в поле. Он точно за вами не поедет. Еще один 100% вариант в городе – разворачивайте велосипед и едьте в обратном направлении. Водитель авто в потоке такого сделать не сможет и поедет дальше. Как только скроется из виду – продолжайте свое движение куда вы ехали.
Болезни
В путешествии есть риск подхватить экзотическую болезнь или банально простыть. В Индонезии я умудрился переболеть лихорадкой Чукугинья, которая распространяется комарами. Но так же мог заболеть любой путешественник. Можно за уши притянуть причину, что я собирал велосипед возле мутной лужи, где летали заразные комары.
Можно простудиться, если одеваться не по погоде, намочить ноги и замерзнуть в палатке. Можно угробить свои ноги, если не пить достаточно жидкости и не делать остановки для отдыха. Можно отравиться некачественной пищей. Но все это темы отдельной статьи про здоровье. Обязательно берите в путешествие хотя бы минимальную аптечку, с жаропонижающим, активированным углем, антибиотиком, зеленкой, пластырем.
Самая большая опасность при велопутешествии - авария или ДТП
Весьма логично, что больше всего шансов попасть в неприятность прямо во время движения. Но из людей, что не близки к велопоездкам про это никто не спрашивает. Странно, когда я езжу каждый день на велике на работу, то мне говорят, что это опасно, может сбить машина. А когда рассказываешь про длинные велопоездки, то здесь этот фактор исчезает у людей из головы. Вот раньше я гонял в путешествия автостопом. И в автостопе тоже опасность номер один – ДТП. Да, все очень банально. Больше всего людей в мире гибнет от сердечного приступа и от аварий на дорогах.
Что можно сделать, чтобы не попасть в ДТП. Правила те же самые, что и при поездках по городу. Самое главное – быть предсказуемым для других участников движения. Ни у кого нет цели вас сбить, поэтому все водители должны понимать куда вы едите и в какой полосе и на какой скорости. В Европе все упрощается съездом на второстепенные дороги, где всем тяжелым грузовым автомобилям запрещен проезд. Можно катить, соблюдать правила дорожного движения и получать удовольствие.
В России так не получится. У нас все может быть наоборот. Можно проехать по Ярославке, Владимирской или любой другой федеральной трассе 300-600 км по хорошей обочине и не мешать грузовым фурам.
А можно съехать на второстепенную дорогу, где не будет обочины совсем. А только по полосе в одну сторону и при этом количество груженых фур ничуть не меньше. Потому что им захотелось тут ехать, а законы у нас не запрещают. Вот они и едут, потому что н второстепенных трассах меньше постов ГАИ.
Узнать, что по выбранной вами дороге будут нестись грузовики заранее невозможно. Шам и мат! Только если это грунтовая трасса через лес или вы отъехали минимум на 1000 км от Москвы – тогда вероятность чуть меньше.
Получается, что нужно ехать по федеральным трассам ? Получается, что да. Но здесь тоже нужно быть аккуратным. Проезжающая мимо фура часто создает мощный воздушный поток, который может вас легко снести. Если вы прижались к обочине, когда проезжает фура, то не торопитесь выравнивать велик обратно. Фуры ходят с прицепами, а иногда едут в команде - две или три фуры вместе.
Ну и “фактор дебила” на дороге тоже никто не отменял. Я однажды поехал покататься по Ярославке до Сергиева Посада и обратно. Еду, девять утра, хорошая погода. Решил остановиться и попить воды. Съехал с обочины, остановился. Тут же мимо меня по обочине пронесся огромный грузовик. Случайность в пару секунд спасла меня от такого идиота. Не пришла бы мне такая мысль, он бы меня задел или задел машину слева.
Говорят, что нужно иметь зеркало заднего вида. У меня его нет и я вряд ли бы успел так быстро среагировать. И шлем на голове тоже не помог. А он у меня был.
Три года назад я читал о корейской велопутешественнице, которая проехала всю Азию и всю Россию, и уже в районе Тосно, на подъезде к Санкт-Петербургу ее сбил ночью лихач на Ладе. Поэтому, ночью ездить даже с фарами и фотоотражателями – плохая идея. Также, как и езда в условиях плохой видимости из-за погоды или во время дождя. Тут я написал почему я не люблю кататься в дождь.
Поэтому, самое опасное на дороге – это попасть в аварию. Это опасность для любого участника движения: водителя, пешехода и велосипедиста.
Советы, чтобы избежать ДТП
- Будьте предсказуемы на трассе. Не вихляйте. Едьте прямо по обочине.
- Не перемещайтесь в темное время суток или в условиях плохой видимости.
- Заранее изучите трассу. В России большинство трасс уже отфоткано в Google Картах. Можно просмотреть состояние обочины, плотность трафика и оценить какие машины там гоняют.