Найти тему
ВКУСОНОМИКА

«Карты не принимаем!» Нужно ли платить?

Заходишь в ресторан. Интерьер — вах, атмосфера — ах, но тут тебе выдают классическое: «Карты не принимаем». Проза жизни. «Банкомат за углом». Что делать в таком случае? Отвечаю по закону и по совести.

По закону

Среди всего вороха документов, есть пара важных: Закон о защите прав потребителей и Правила оказания услуг общественного питания. Выделю два интересных пункта. Они-то и поясняют, законно ли, что заведение не принимает карты?

~ Правила оказания услуг общественного питания. п.10 ~

«Исполнитель обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация должна содержать: перечень услуг и условия их оказания; цены в рублях и условия оплаты услуг».

Перевод: Если вас заранее предупредили, что закрыть счет можно только наличными, то ресторан ничего не нарушил. Юридически он выполнил обязательное правило — проинформировал об условиях оплаты. Даже если он сделал это устно через стеснительного официанта. Когда вы сели за столик, вы приняли условия договора. По умолчанию. Соответственно обязаны заплатить.

Важный момент — своевременность. Если ресторан заранее НЕ обозначил правила игры и застал вас врасплох после выставления счета, значит уже вы можете выбрать сценарий развития событий. Тут два варианта: во-первых, доказать справедливость и не платить, на что имеете полное право. Во-вторых, сэкономить нервы, но поддержать вырубку лесов, сняв наличные.

_____________________________
Подписывайтесь на вкусный
телеграм-канал Вкусономика
by
Alexey Polikarpov
_____________________________

2. ~ Закон о защите прав потребителей. ст. 16.1 п.1 ~

«Обязанность обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт распространяется на продавца (исполнителя), у которого выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год превышает сорок миллионов рублей».

Перевод: Ресторан может НЕ предоставлять клиентам возможность безналичной оплаты. И ему ничего за это не будет. Получается, что если выручка ресторана или кафе меньше 40 миллионов рублей в год или на местности нет доступа к интернету, то такое заведение не обязано принимать карты.

Интересно, как обычному посетителю на глаз определить выручку? Короче, случай фантастический и бездоказательный, как ни посмотри.

-2

По совести

Ты никому ничего не должен. Тем более носить с собой наличку в нашем оцифрованном до модного Сбера мире. Абсолютно нормально, что разные бонусы, привилегии, и программы лояльности мешают тебе платить бумажными деньгами, поощряя электронный кэш. Меня тоже это подкупает своей практичностью и плюшками. Человек современный прямоходящий вообще имеет одну очень вредную привычку — делать так, как ему удобно, что никак нельзя сказать про незапланированный поход к банкомату. Особенно, если придется снимать деньги с комиссией.

При всей моей эмпатии к рестораторам, их проблемам и долгам по зарплате, я никак не могу смириться с тем, что «у нас сегодня только наличные». Ресторану такой подход не добавляет чести, а я откровенно расстраиваюсь, когда слышу это в очередной раз.

Лайфхак вместо вывода

Бывают разные ситуации и настроения. Иногда я уверенно ставлю ресторан перед выбором: либо оплачиваю счет картой, либо ухожу. Тактично прошу быть со мной честными и не прикрываться отсутствием интернета в центре столицы. Не поверите, но если все сделать правильно — терминал чудесным образом материализуется рядом с вами.