Очень часто люди уверены в том, что они прекрасные собеседники и эффективные переговорщики. Но, увы, зачастую это очень далеко от истины. Вот простой пример. Руководитель, который пытается донести до своей команды новую миссию и концепцию развития компании, сталкивается с тем, что его идеи не доходят до сознания слушателей и не конвертируются в результат, тогда он пытается «продать» свои идеи, по-прежнему надеясь заручиться поддержкой коллектива. Вспоминая многочисленные истории бизнес-лидеров, которые пытались вдохнуть новую жизнь в свои компании, но так и не смогли сдвинуть их с места, можно проследить вполне конкретные поведенческие паттерны.
Паттерн №1: Вы в центре внимания
Симптом: На встречах большую часть времени говорите только вы.
Почему так происходит: Вы наслаждаетесь собственным выступлением на публике.
Почему это стоит изменить: Такое эгоистичное поведение заставляет вашу команду чувствовать, что их попросту игнорируют.
Что делать: Перестаньте заполнять собой весь «эфир», поставьте в центр внимания вашу команду. У каждого из ваших коллег есть несколько отличных идей, но если вы будете высказывать ваши идеи в первую очередь, то со временем обнаружите рядом с собой безынициативных людей.
Паттерн №2: Игнорирование чувств, потребностей и стремлений других
Симптом: Вы часто с удивлением обнаруживаете, что сотрудники недовольны тем, что вы (не) сказали.
Почему так происходит: Вас не слишком заботит, как ваши слова или действия влияют на других.
Почему это стоит изменить: Когда мы не заботимся о других людях, мы перестаем замечать, что им реально нужно для достижения высоких показателей. В результате они теряют желание и стремление добиваться поставленных целей.
Что делать: Создайте культуру, в которой все члены коллектива участвуют в обмене идеями и оценками. Культуру, где все не обо «мне», а о «нас». Найдите способ выявления реальных, а не мнимых потребностей сотрудников, давайте им при этом честную обратную связь, поддерживайте людей на пути к их целям.
Паттерн №3: Никто с вами не соглашается
Симптом: Вы в замешательстве. Никто не прислушивается к вашей точке зрения. Вас исключают из беседы, решения принимаются вовсе без вашего участия.
Почему так происходит: Регулярное настаивание на своей точке зрения ведет к настоящей зависимости от ощущения своей правоты. Когда вы чувствуете свою правоту, в вашем мозге вырабатывается так называемый гормон счастья — дофамин, вы хотите получать его в еще больших и больших дозах и перестаете осознавать, как это влияет на других.
Почему это стоит изменить: Перестав воспринимать сигналы и обратную связь, вы постепенно превращаетесь в тирана в глазах ваших людей.
Что делать: Вместо того чтобы яро отстаивать свое мнение, выслушайте решения, предлагаемые вашими собеседниками. Пусть они выскажут, что у них на уме. Слушайте активно, заинтересованно, задавайте уточняющие и открытые вопросы.
Давая каждому возможность высказать, каким он видит общий успех, вы меняете саму динамику общения. Такое общение повышает уровень доверия и снижает уровень неопределенности, позволяет каждому играть свою роль в построении успеха всей организации.
Материал подготовлен специально для читателей сервиса «Яндекс.Дзен» на основе статьи Джудит Глейзер в HBR Россия «Как повысить разговорный интеллект». Другие материалы об опеационном управлении вы всегда можете найти в разделе «Менеджмент» на сайте hbr-russia.ru.