Найти тему
Люблю читать, люблю писать

Подготовка к итоговому сочинению: статья в вопросах и ответах

Основная аудитория моего канала, как мне кажется, - школьные учителя и репетиторы, с которыми я делюсь своими материалами: авторскими вариантами ЕГЭ, упражнениями для отработки определённых орфографических и пунктуационных правил, образцами сочинений и т.д. Для них эта статья вряд ли будет интересной. Она создана для другой категории читателей - одиннадцатиклассников и их родителей, которые в данный момент ищут в интернете информацию о декабрьском сочинении и не всегда находят ответы на свои вопросы.

Сегодняшний снег во всех дворах Красноярска напоминает, что до итогового сочинения осталось меньше двух месяцев. Фото из личного архива автора.
Сегодняшний снег во всех дворах Красноярска напоминает, что до итогового сочинения осталось меньше двух месяцев. Фото из личного архива автора.

По просьбам читателей отвечаю на самые распространённые вопросы.

Когда станут известны темы для сочинения?

Темы разрабатываются для каждого часового пояса отдельно и становятся известны одиннадцатиклассникам за 15 минут до начала испытания. То есть в этом учебном году каждый выпускник узнает конкретные темы 2 декабря в 9.45 по местному времени. Многочисленные варианты, которые уже размещены на многих сайтах, - это примерные темы для отработки навыков написания сочинений.

Сколько тем будет предложено одиннадцатиклассникам?

Пять тем. По одной на каждое открытое направление. Из них надо выбрать ту, которая вам ближе, понятнее, роднее и по которой у вас есть литературный аргумент. Например, так может выглядеть комплект из пяти тем по направлениям этого года:

  • Согласны ли вы с высказыванием древнеримского философа Цицерона: «Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых»? (по направлению "Забвению не подлежит")
  • Каковы причины возникновения конфликтов между людьми? (по направлению "Я и другие")
  • Всегда ли научно-технический прогресс несёт пользу людям? (по направлению "Время перемен")
  • В чём опасность внутреннего разлада с собой? (по направлению "Разговор с собой")
  • Какие ценности в приоритете у сегодняшнего молодого поколения? (по направлению "Между прошлым и будущим: портрет моего поколения")

Другому часовому поясу будут предложены иные темы, но в рамках всё тех же пяти открытых направлений. Например:

  • Как вы понимаете высказывание Л.Чуковской: "Память о прошлом - надёжный путь к настоящему"?
  • Нужно ли высказывать свое мнение, если оно отличается от мнения большинства?
  • Почему в древнем Китае говорили: "Не дай вам бог жить в эпоху перемен"?
  • Почему человеку иногда приходится делать выбор между разумом и чувствами?
  • В чём истоки непонимания между людьми разных поколений?

Сколько литературных аргументов нужно привести в итоговом сочинении?

Одного для зачёта достаточно, но, анализируя одно произведение, бывает трудно набрать необходимый минимум слов. В этом случае необходимо привлечь второй литературный аргумент или привести пример из истории, кинофильма, театральной постановки, биографии известного человека и т.п. Я своим ученикам рекомендую брать два литературных примера (для объёма и на тот случай, если первый вдруг не зачтут)

В каком случае могут не зачесть литературный аргумент?

Это может произойти

  • если вы напутаете что-нибудь с названием или автором (например,"обратимся к произведению М.Булгакова "Мёртвые души"),
  • если просто перескажете сюжет, никак не связав его со своим тезисом,
  • если исказите до неузнаваемости проблему и идею произведения,
  • если ваш пример будет относиться не к конкретной узкой теме, а широкому тематическому направлению.

Сколько должно быть абзацев в сочинении?

Количество абзацев никем не регламентируется. Оно диктуется композицией и логикой вашего рассуждения. Абсолютно точно, их должно быть не менее трёх (вступление, основная часть, заключение). Но, как правило, основная часть тоже делится на абзацы в зависимости от количества литературного материала, который вы привлекаете. Самое распространённое, без претензии на оригинальность, абзацное членение декабрьского сочинения выглядит так:

  • Вступление + тезис
  • Первый аргумент из литературы
  • Второй аргумент (либо из литературы, либо из других источников)
  • Вывод

Можно ли для доказательства своего тезиса использовать произведения не из школьной программы?

Да. Можно использовать произведения отечественных и зарубежных писателей, которые не изучают в школе. Можно привлекать фольклорный материал, за исключением малых жанров (пословицы, загадки, заклички ит.д.)

Свеженький вопрос от моей новой ученицы: а разве можно использовать стихи?

Не только можно, но и нужно. Как справедливо заметила читательница канала Ольга Зуева, стихотворные тексты читаются быстрее. К тому же цитаты, которые несложно заучить, украсят и оживят ваше сочинение.

Сколько слов должно быть в декабрьском сочинении?

Рекомендованный объём - 350 слов. Минимальный - 250. Максимальный не оговаривается. При подсчёте слов учитываются и самостоятельные, и служебные части речи (предлоги, союзы, частицы), написанные через пробел. Например, "как будто" - два слова (хотя грамматически это части одного подчинительного союза), "как-то" - одно. Фамилия и инициалы автора (А. С. Пушкин) - считаются как одно слово; фамилия, имя, отчество полностью - три слова. В названиях литературных произведений считается каждое слово.

Включаются ли слова из цитат в общий подсчёт слов?

Да, подсчитывается каждое слово, в том числе слова из цитаты.

Если литературный аргумент не засчитан, исключается ли из общего подсчёта слов абзац с данным аргументом?

Нет. Слова считаются один раз перед проверкой. После проверки слова не пересчитываются.

Если у вас ещё остались вопросы, задавайте в комментариях. Постараюсь ответить.

О тематическом направлении "Забвению не подлежит" я писала в сентябре:

"Забвению не подлежит" - не самое простое направление

"Забвению не подлежит" - примерные темы сочинений и короткие произведения о войне для аргументации

Пример итогового сочинения по направлению "Забвению не подлежит" можно найти здесь.

В октябре опубликованы материалы о тематическом направлении "Разговор с собой":

Почему многие выбирают направление "Разговор с собой"?

Образец итогового сочинения по направлению "Разговор с собой" (тема "Когда человек чувствует себя счастливым?")

Также при подготовке с сочинению вам могут пригодиться статьи:

Формулируем тезис к конкретной теме

Составляем логическую схему сочинения.