О важности организации рабочего места школьника написано много. Но, несмотря на доступность информации, далеко не каждый учебный класс или место для занятий дома отвечают требованиям здоровьесбергающего образования.
В период май-июнь 2020 компания "Живи Стоя" исследовала, как организовано рабочее пространство ребёнка дома и школе. Теперь мы хотим поделиться сделанным выводами. Мы очень благодарны каждому из наших респондентов, которые помогли воссоздать более точную картину. Без вас мы не смогли бы получить это невероятно ценное знание!
В исследовании приняли участие 530 человек. Опрос проходил через google-форму и по телефону. Огромное спасибо Русской Классической Школе за предоставленную информацию об организации учебного процесса.
96% школьников имеют собственное рабочее место дома или в классе. Но только 7,5% работают за партой под наклоном.
В 89% случаев высота стола и стула достаточны для того, чтобы стопы ребёнка стояли на полу, а предплечья лежали на столешнице.
В 85% случаев ребёнок работает за «растущим» столом с нерегулируемым углом столешницы.
Несмотря на то, что в большинстве случаев родители и педагоги оценивают высоту учебного стола как «достаточную», всего 57% школьников при работе держат спину прямо.
Внешнее окружение способствует образовательному процессу: выполнено в нейтральных цветах (85%), оборудовано естественным освещением (79%). Среди отвлекающих факторов 34% респондентов отметили внешние шумы и раздражители.
Выявлена и негативная тенденция: 87% школьников не делают во время занятий пятиминутных физических разминок (вспомним, что подавляющее большинство из них работает сидя), а 64% без удовольствия выполняют задания учителя. Полученный печальный результат мы напрямую связываем с недостатком движения во время урока и домашних занятий.
При этом показатели усидчивости и успеваемости очень высокие — 72% опрошенных отметили, что ребёнок может просидеть за заданием 40 минут, и 83% опрошенных, что получает оценки выше средних.
На наш взгляд, этот показатель при малоподвижном образе жизни школьника является тревожным звоночком.
Отличительная особенность детства — это жизнь в движении, именно так ребёнок познаёт мир. Минуя стадии нативного, натуралистичного познания и самопознания нельзя вырастить здоровую, гармоничную личность.