Год назад в широкий прокат вышел странный и от этого не всеми понятый фильм австралийского режиссера Гранта Спьютора "Дитя робота". Австралийскоие кино умеет удивлять, так произошло и на этот раз. Картина завораживает атмосферой, ситуацией, визуалом, музыкой и смыслами.
К сожалению, фильм оказался слишком сложным для большей части публики и по этой причине остался не понят. Зрители сконцентрировали свое внимание на поверхностных посылах, не увидев сакрального, что, в общем-то, не удивительно - чтобы понять этот проект, нужно хорошо знать Библию, чем современный зритель похвастать, увы, не может.
Итак, старт-позиция (дальше будет ба-а-а-а-а-а-альшой спойлер, но на мой взгляд, обладая этими знаниями, вам даже будет легче смотреть этот фильм, но если вы не согласны, то можете не читать): постапокалипсис, все живое уничтожено, неуничтоженное заражено болезнетворными бактериями, в герметично изолированном от внешнего бункере, когда-то созданном людьми для сохранения человеческого генофонда, андроид, называющий себя Мама (Мать), вырастил в пробирке и воспитал девочку, которую называет Дочерью. Девочка выросла совершенно чистой, послушной, искренней, умной, старательной, не знакомой ни с каким проявлением негатива - идеальный ребенок. В бункере есть все для спокойной и благополучной жизни: тепло, вода, неограниченные запасы пищи. И тут со дна в дверь постучали.
В один из дней во входной шлюз бункера стучится Женщина и умоляет о помощи. Дочь из сострадания впускает Женщину в бункер, вопреки всем инструкциям Мамы. Женщина рассказывает Дочери правду: на самом деле человечество не уничтожено полностью. Выжившие скрываются от андроидов в шахтах, а земля не заражена.
Она убеждает Дочь бежать вместе с ней, чтобы вернуться сюда и уничтожить Мать - это позволит возродить человечество. Дочь соглашается, но Женщина приводит ее на пустой берег пляжа, где она проживает в одиночестве, прячась от андроидов. Что касается остальных, то она сознается, что солгала - никто не выжил.
Разочарованная Дочь возвращается в бункер, но, зная, что Мама ее тоже обманывала, она уже не может доверять и ей, да и бункер уже не такой как прежде: его атакуют другие андроиды, желая добраться до Дочери. В итоге Дочь остается одна с еще одним пробирочным ребенком на руках - теперь в ее власти будущее всего человечества на Земле.
На первый взгляд, это самая обычная постапокалиптическая фантастика, причем не особо-то и оригинальная. Но если вы знаете библейскую историю сотворения мира и грехопадения человека, то сюжет обретет для вас совершенно иной смысл.
Мать - это аллюзия-перевертыш к Богу-Отцу: если Бог нерукотворен и не имеет начала, то Мать рукотворна (создана людьми) и, соответственно, имеет начало своего существования. Мать бессмертна, вездесуща (по фильму выясняется, что Мать это не один конкретный робот, а искусственный интеллект, который управляет всеми андроидами на земле). Бункер, обеспечивающий беспечную и комфортную жизнь - образ нового Рая. Дочь - аллюзия-перевертыш к Адаму - Адам был мужчиной, Дочь - девушка. Как и в Библии, Мать, сотворившая Дочь, дает ей две заповеди: не покидать бункер и учиться (в Библии - не покидать Рай и возделывать его землю).
Пришедшая в их мир Женщина это падший ангел, Люцифер, Сатана. Ее облик и характер составляет разительный контраст с тем, что происходит в бункере: она грязная, голодная, полудикая, в ней есть что-то порочное, злое, и еще она абсолютно эгоистична. В финале фильма выяснится, что и Женщина когда-то была выращена из пробирки Матерью, но не оправдала надежд и была изгнана из бункера, подобно тому, как Адам был изгнан из Рая.
Женщина, как и подобает Люциферу, начинает соблазнять Дочь: подрывает безусловный авторитет Матери, обличая ее во лжи, обещает Дочери лучшую жизнь вне бункера и уговаривает ее бежать с ней. Дочь поддается и покидает Рай - нарушает заповеди Матери о хранении пределов Рая и о труде - она уже не хочет учиться.
В том, что создатели фильма намеренно создали собственную версию по мотивам библейских событий, нет никакого сомнения: Женщина показывает Дочери портреты людей и говорит: "Это Джейкоб, а это его жена Рейчел. А это Саймон, их сын". Джейкоб это английское произношение библейского имени Иаков, Рейчел - Рахиль, его жена. Они стали родоначальниками 12-ти колен израилевых, одного из их сыновей звали Симеон - Саймон по-английски. И в фильме это тоже перевертыши: если с потомков Иакова и Рахили начинается история народа, то в фильме она ими заканчивается.
Фильм, действительно, сложен для восприятия, в нем понимается целый ряд важных вопросов этики и нравственности, поэтому те, кто ждет от него классической бегалки-стрелялки, будут сильно разочарованы. Это на 100% философия, при этом библейские отсылки только часть ее. Об остальном я расскажу в другой статье. Подписывайтесь на канал, чтобы не искать мои статьи в ленте, и вы всегда первыми будете узнавать о новых публикациях.