Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Как стремление спасти слонов привело к революции в вооружении?

Вы знали, что слоны сделали убийства людей еще более эффективными, нежели ранее? Нет, дело не в применении слонов на поле боя. "Танки" Античности, конечно, были внушительными, но их сфера боевого применения все равно оказалась слишком уж узкоспециализированной. Нет, причина заключалась в нечто большем, чем простые попытки поубивать друг друга. Дело заключалось... в гуманизме.

Жил да был некий французский гражданин и ученый Анри Браконно. Данный господин был чрезвычайно талантливым химиком и ботаником. А еще он любил бильярд. Игра и в самом деле весьма интересная. Вот только на тот момент шары для него производились практически исключительно из слоновой кости, так как только она давала необходимые качества шарам, которые господа в клубах регулярно забивали в лузу под хорошую научную беседу, вино и сигары.

Другое дело, что господин Браконно слоников очень любил, а потому из соображений гуманизма решил создать искусственный материал, который бы обладал всеми свойствами, предъявляемыми к бильярдному шару, но зато не приводил к отпиливанию бивней. Благо, химиком он был и правда прекрасным, а потому с энтузиазмом взялся за дело. Правда, выходило до определенного момента так себе.

Тогда Браконно поменял ТЗ. Он решил соединить органическую и неорганическую химии в одном процессе создания искусственного бильярдного шара. Предполагалось создать его из хлопковой целлюлозы путем добавления некоего еще неустановленного вещества и крахмала в качестве загустителя, затем высушить и использовать по назначению. Сказано - сделано. Начались многочисленные эксперименты.

пироксилиновый порох
пироксилиновый порох

Одной из первых была использована одна из основных кислот - азотная. Трудно сказать, чем руководствовался господин химик, заливая хлопок с крахмалом азотной кислотой, но на выходе он получил чрезвычайно нестабильную, зато безумно взрывоопасную вещь - нитрат целлюлозы. Которая практически сразу же бахнула, словно в знаменитой сцене из "Снова неуловимых", где "Мало! МНОГО!". Ученый выжил и с энтузиазмом принялся за работу.

В результате, слоников так и не спасли, зато изобрели пироксилин. На дворе был 1832 год...

Автор - Александр Викторов

Коллективный исторический паблик авторов - https://vk.com/catx2