Найти тему
Мир кораблей

«Карманный линкор» с незавидной судьбой!

Германские «карманные линкоры» типа «Дойчланд» стали сочетанием не сочетающегося — крейсера и линейного корабля. Головной корабль, названный в честь самой Германии (Deutschland), подавал большие надежды. Но судьба распорядилась по-другому...

Идея будущих «карманных линкоров» начала зарождаться еще в 1924 году, когда германские военно-морские силы были скованы Версальским договором. Поэтому главным требованием к новым кораблям была способность отступить при встрече с дредноутами и линкорами, но с уверенностью топить крейсера.

Проект «карманного линкора».
Проект «карманного линкора».

Болезненная экономика послевоенной Германии не могла обеспечить должное финансирование, поэтому идеи начали воплощаться только спустя 3 года. В 1927 году были разработаны 3 проекта. Первый вариант имел 4 орудия с чудовищным калибром в 380 мм и бронепояс в 250 мм, за что сильно платил мореходными качествами. Проект второго корабля подразумевал наличие 4 орудий калибром поменьше — 305 мм и с такой же толщиной бронепояса. И последний — корабль на бумаге имел шесть 283-мм орудий и разгонялся до 27 узлов, но бронирование оставляло желать лучшего.

Как можно догадаться, большинство офицеров одобрили третий вариант. Проект под обозначением I/M/26 стал дорабатываться и «шлифоваться». После доработок была изменена конфигурация зенитных установок и бронирование.

Первый долгожданный #карманный линкор был заложен в феврале 1929 года. Будущего «Дойчланда» строили чуть больше двух лет. Торжественный спуск на воду осуществился в мае 1931 года на стапелях «Дойче Верке» в городе Киль.

Спуск на воду первого «карманного линкора».
Спуск на воду первого «карманного линкора».

Из-за ограничений в 10 000 тонн немецким конструкторам приходилось экономить буквально каждую тонну водоизмещения. Собственно, это и стало причиной установки двух трёхорудийных башен с орудиями калибром 283 мм. Эти #орудия имели неплохую скорострельность в ктрела в минуту, а максимальную дальность стрельбы 36 километров. Бронебойный снаряд весил довольно много — 300 килограммов. Для боя на ближней дистанции на корме были установлены два четырёхтрубных торпедных аппарата.

Броня «карманного линкора» была довольно странной! Немцы забронировали весь корабль целиком — от носа (10-30 мм) до кормы (30-50 мм). Главный бронепояс имел толщину в скромные 60-80 мм. Но внутри имелся ещё дополнительный наклонный бронепояс в 45 мм. Так, общая вертикальная броня составляла 125 мм. Палубы имели неплохую защиту: общая толщина брони составляла 63 мм. Главным минусом бронирования было качество самой стали, которая делалась по технологиям Первой мировой войны. Несмотря на это, благодаря наклонам внутренних бронелистов, защита считалась удовлетворительной.

Энергоустановка представляла собой 8 основных и 4 вспомогательных дизельных двигателя. 52 000 лошадиных сил могли разогнать рейдера до солидных 28 узлов, а расход топлива позволял кораблю ходить без дозаправки почти 7 000 миль на скорости 19 узлов.

Зенитных пушек и пулемётов с каждым ремонтом и модернизацией становилось всё больше и больше, поэтому к концу боевой карьеры вспомогательный калибр состоял из «ассорти» различных орудий и зенитных автоматов.

С началом строительства «карманных линкоров» (или «обрезанных линкоров», как назвали их сами немцы), началась «линкорная гонка». Три корабля, во главе которых стоял «Дойчланд», стали первыми крупными кораблями послевоенной Германии. Двое из них довольно успешно вели рейды, в то время как головной корабль серии половину карьеры простоял на стапелях.

Один из «карманных линкоров» — «Адмирал Граф Шпее»
Один из «карманных линкоров» — «Адмирал Граф Шпее»

Боевая карьера.

Первый «карманный линкор», вступивший в строй германского флота в 1933 году, получил боевое крещение спустя 4 года в гражданской войне в Испании. Корабль был атакован советским самолётом, хотя по политическим причинам бомбардировщик назвали испанским.

Неудачи «Дойчланда» начались именно с этого момента. Тогда корабль получил две 100-килограммовые бомбы, которые попали аккуратно в погреб 150-мм орудий. Из-за сильного пожара пришлось затопить нос, дабы не взорвался второй погреб боеприпасов.

«Дойчланд» перед началом Второй мировой войны.
«Дойчланд» перед началом Второй мировой войны.

С началом Второй мировой войны уже отремонтированный и модернизированный «Дойчланд» вышел на охоту на английские торговые суда. Но вскоре у «карманного линкора» стали отказывать двигатели, из-за чего только начавшийся #рейд пришлось закончить. Охота принесла мало «трофеев»: тяжелый крейсер смог утопить лишь два судна.

В 1940 года корабль переименовали в «Лютцов», так как возможная гибель «Дойчланда» могла плохо сказаться на боевом духе немцев. И опасения были не напрасными…

«Лютцов» принял участие в норвежской кампании. «Карманный линкор» вместе с тяжёлым крейсером «Блюхер», легким крейсером «Эмден» и другими кораблями поддержки во время операции по оккупации Осло был обстрелян береговой артиллерией практически в упор.

Огонь был таким плотным, что «Блюхер» быстро ушел под воду, а сам «Лютцов» получил три снаряда калибром 150 мм. Носовая башня частично отказала, и возник пожар. После выполнения задания корабль отправился на починку. На обратном пути ему вновь не повезло: «Лютцова» торпедировала английская #подлодка. Торпеда попала прямо в корму, едва не оторвав её.

«Лютцов» после атаки английской подлодки.
«Лютцов» после атаки английской подлодки.

Отбуксированный #тяжелый крейсер встал на ремонт, во время которого подвергся английской бомбардировке. Из-за попавшей бомбы, общий срок починки корабля увеличился до полугода.

В июне 1941 года корабль отправился для выполнения операции «Sommerreise» («Летняя поездка»). И уже на следующий день, после того, как корабль отправился выполнять задачу, он получил торпеду от английского торпедоносца. Противоторпедная защита не спасла, и корабль принял 1000 тонн воды. «Лютцов», так и не сумевший выйти за пределы залива, снова встал на стапели.

Спустя полгода «карманный линкор» отправился в #полярные воды. В июле 1942 года корабль вышел на перехват конвоя. Но фортуна вновь отвернулась от немецкого крейсера: из-за навигационной ошибки корабль врезался прямо в скалу, которая не была отмечена на карте. После этого корабль снова вернулся в порт, и очередной рейд закончился, не успев начаться.

В декабре этого же года «Лютцов» отправился вместе с «Адмиралом Хиппером» и эсминцами на перехват очередного английского конвоя, который защищали британские крейсеры. Эта операция вскоре была названа «новогодним позором», так как немцы мало того, что не смогли никоим образом помешать конвою, так ещё и понесли серьёзные потери. Сам «Лютцов», на удивление, не пострадал.

С того дня «карманный линкор» в бою больше не участвовал и лишь изредка обстреливал неприятеля на суше. Весной 1945 года «Лютцов» и его систершип «Адмирал Шеер» поддерживали пехоту в Пруссии. В апреле «Лютцова» в очередной раз бомбардировала английская авиация. Самолеты сбросили пару 5,5–тонных бомб.

«Карманный линкор», севший на мель.
«Карманный линкор», севший на мель.

Хоть и прямых попаданий не было, разрывы изувечили обшивку. «Лютцов», набравший много воды, сел на мель. Несмотря на это, носовая башня всё ещё функционировала, и корабль продолжал обстреливать советские войска. В мае, когда немцы отступили, «Лютцов» был взорван своей командой.

После войны советские спасатели подняли полностью обгоревший крейсер и даже зачислили в состав флота Советского Союза. Но уже в 1947 году после пары попаданий фугасными бомбами в ходе учений, он наконец затонул.

Головной корабль «обрезанных линкоров», изначально названный в честь своей родины, вселял большие надежды. Такие же надежды, которые вселяли два других «карманных линкора». Но, в отличие от кораблей этой серии, судьба «Дойчланда» сложилась весьма печально для него: корабль преследовали сплошные неудачи, и реализовать его преимущества практически не удалось.