Во времена СССР конструкторы помимо обычных версий автомобилей создавали специальные версии для спецслужб. Такие автомобили называли "догонялками" ведь основная функция таких авто это погоня за преступниками. С виду такие аппараты выглядели как стоковые авто. Это делалось специально в целях конспирации. Чаще всего такие машины строились на базе "Волги".
В качестве примера можно привести ГАЗ-23. Этот автомобиль отличался от ГАЗ-21 мощным двигателем от "Чайки". Новый мотор значительно превосходил штатный. Это восьмицилиндровый V-образный силовой агрегат объёмом 5,53 литра! И мощностью 195 лошадиных сил. Максимальный крутящий момент составлял 411,9 Н•м! Сегодня такие показатели кажутся не столь большими, но в 1962 году эти значения были выдающимися.
Такие машины оснащались не механической КПП, а трёхступенчатой автоматической коробкой переключения передач, которая также досталась от "Чайки". Из-за возросшей нагрузки кузов пришлось усилить. Новые модели "Волги" дорабатывались по такому же принципу.
Однако, несмотря на существенное улучшение показателей, "догонялки" имели и серьёзные недостатки. Установка восьмицилиндрового двигателя значительно увеличивала вес автомобиля и ухудшала развесовку. Ведь большая часть веса приходилась на перед автомобиля, который имеет задний привод. Говорят, что для улучшения развесовки в багажник "Волги" помещали тяжёлую металлическую плиту.
В 73 году на Волжском автомобильном заводе начались работы над новым многообещающим типом двигателя. Роторные двигатели принципиально отличаются от своих поршневых собратьев. Поэтому было создано конструкторское бюро для работы над созданием РПД.
Это дало свои результаты и уже через несколько лет был создан первый экземпляр. Это односекционный мотор мощностью всего в 70 л. с., который устанавливался на ВАЗ-2101. Первый двигатель оказался ненадёжным. Несмотря на неудачу, работа над роторными двигателями не остановилась, и это дало результат.
Результатом работы стал двухсекционный мотор мощностью в 140 л.с., который разгонял ВАЗ-21079 до сотни всего за 9 секунд! Максимальная скорость автомобиля составила 180 километров в час. Несмотря на выдающиеся характеристики, машина не пошла в серию. К сожалению, данный тип двигателя имеет ряд недостатков. Главный минус мотора это небольшой ресурс, который не превышал 50 тысяч километров. Также РПД имеет большой расход топлива и масла.
Для спецслужб данные недостатки не столь критичны. Поэтому в качестве "догонялок" использовались автомобили с РПД. Кроме "Жигулей" была и "Волга" оснащавшаяся двухсекционным роторным двигателем. В ГАЗ-31028 устанавливалась ВАЗовская коробка переключения передач. Далее роторный силовой агрегат перекочевал на переднеприводное поколение ВАЗ.
Автомобиль разгонялся до сотни уже за 8 секунд! Против 14 секунд у версии с поршневым двигателем. Максимальная скорость составила 200 километров в час. Этот автомобиль был в свободной продаже.
Работа продолжалась, и мощность роторных двигателей ВАЗ дошла до 280 лошадиных сил. Однако увеличить ресурс двигателя не удалось. Поэтому 2001 году было принято решение закрыть работу над роторными силовыми агрегатами.